Урок географии в 6-м классе по теме Землетрясения


Цели:

  • дать представления о стихийных явлениях в
    атмосфере, раскрыть их причины и следствия;
  • познакомить с распространением этих явлений на
    земном шаре;
  • сформулировать правила личной безопасности в
    районах стихийных бедствий.

Оборудование:

  • схема “Землетрясения”,
  • видеосюжет о землетрясениях,
  • справочники и энциклопедии.

Ход урока



1. Создание педагогической проблемной
ситуации, используя мотивационный прием “яркое
пятно”. Зачитывается отрывок из дневника
американского журналиста:

“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел,
что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны
в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась,
высокие деревья падали как подкошенные…Куски
земли непонятной формы двигались вверх и вниз,
наклоняясь под всевозможными углами.
Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал
перелезать через забор, но забор неожиданно
провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной
открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда
все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел
вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне
первозданный хаос”.

Вопросы для обсуждения:

Кто догадался, о чем пойдет речь?
землетрясениях
)

Что в тексте вас навело на эту мысль? (земля
вспучивалась, куски земли двигались вверх, и
вниз, подо мной открылась трещина, дом
раскачивался).

Сформулируйте тему урока. (тема урока –
“Землетрясения”).

Что вы хотите узнать о землетрясениях? На какие
вопросы нужно ответить?

В результате подводящего диалога
формулируется план изучения темы урока:

  1. Причины землетрясений.
  2. Как происходит землетрясение.
  3. Меры безопасности при землетрясениях.

Тема урока и вопросы плана вывешиваются на
доску.

2. У нас сегодня не простой урок, а
научно-практическая конференция, на которой
присутствуют ученые-сейсмологи. Кто такие
сейсмологи? (ученые, изучающие движение земной
коры).

Вопросами конференции являются вопросы плана,
зафиксированные на доске.

Класс делится на группы:

1 группа – теоретики – они рассказывают о
причинах возникновения землетрясений, используя
приготовленные справочники и энциклопедии.



План выступления:

  1. Что такое землетрясение
  2. Причины возникновения
  3. Что такое очаг землетрясения
  4. Что такое эпицентр землетрясения

2 группа – практики – они изучали
землетрясения на местности, и расскажут о том,
как они происходят, используя текст учебника,
схему “Землетрясения”, вопросы с заданиями:

  1. Каким прибором измеряется землетрясение?
  2. Как известно, сила землетрясения оценивается в
    баллах. Укажите, к каким последствиям приводят
    землетрясения разной силы: 1–2 балла; 5-6 баллов; 9
    баллов; 11-12 баллов.
  3. Объясните, почему землетрясения называют
    катастрофическими бедствиями?

3 группа – очевидцы землетрясения. они
расскажут о том, как необходимо себя вести во
время чрезвычайных ситуаций. Свой рассказ они
иллюстрируют схематическими рисунками, которые
показывают, что надо делать при землетрясениях, а
что категорически запрещено.

На подготовку дается 5 минут.



3. Учащиеся — представители от каждой
группы делают сообщение по заданной теме,
остальные участники конференции слушают и
задают вопросы.

Перед выступлением представителей третьей
группы включается видеосюжет об опасных
ситуациях в жилых домах во время землетрясения.
Докладчики рассказывают о мерах
предосторожностях, которые необходимо проявлять
во время стихийных явлений.

4. А вы сталкивались в жизни с
землетрясениями? Какие меры предосторожности вы
применяли? (еще раз проговорить меры
безопасности при землетрясениях).

Включается аудиозапись: “Внимание! Внимание! В
районе нашего населенного пункта отмечаются
подземные толчки! Примите меры
предосторожности!”

Учащиеся должны продемонстрировать знания
действий при чрезвычайных ситуациях.

После игрового момента необходимо
проанализировать действия учащихся.

Домашнее задание: провести
тренировочное задание дома с членами своей
семьи.




Следующий: