Урок географии в 6-м классе по теме Вращение Земли


Цели:

  • Cформировать представления о причинах,
    вызывающих смену сезонов года.
  • Объяснить особенности неравномерности нагрева
    земной поверхности.

Обор

удование:

  • теллурий;
  • глобусы(на каждую парту);
  • мультимедийный проектор (слайдовая презентация
    по разделам урока);
  • учебник “Планета Земля” авт. А.А Лобжанидзе,
    изд-во “Просвещение”, 2006 год;
  • атлас “Планета Земля”(серия “Сфера”) стр.2-3.

Ход урока

I. Организационный момент (вводное слово
учителя).

II. Проверка — обобщение изученного материала с
прошлых уроков.

Задание №1: “Парад планет”. На столе
разложены карточки с названием планет и Солнца (“закрытой”
стороной)
.
10 учащихся подходят к столу, берут карточки,
открывают и располагаются по порядку. Каждый
учащийся вспоминает одну особую черту “своей”
планеты.



Задание №2: Во время выполнения первого
задания один учащийся записывает на доске “Наш
космический адрес” (Вселенная — Млечный Путь -
Солнечная система — Планета Земля и т.д.)

Приложение 1 (Слайд №1)

Обобщение. Оценка результатов.

III. Изучение нового материала.

- Вам известно, что Земля вращается. Как? (вокруг
своей оси)
.За сколько полный оборот? (за 24
часа)
.

Приложение 1 (Слайд№2)

- Представим себе, что Земля остановилась и
не вращается вокруг оси. Какие последствия
вызовет исчезновение вращения? (Исчезнет
отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На
освещённой стороне температура будет выше 100
градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать
морозы. Океаны исчезнут — на дневной стороне –
высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной
стороне будут ураганы, наводнения, а может и
землетрясения, сила которых будет неимоверна)

- Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё
как-нибудь движется? (вокруг Солнца)
- За какое время Земля проходит один круг по
орбите? Найдите точный ответ на странице 43
учебника. (365 дней, 9 минут, 9 секунд)
- За 4 года набирается один лишний день. Такой год
называют високосным.

Приложение 1 (Слайд №3)

-Рассмотрим положение Земли к плоскости
вращения её вокруг Солнца (рисунок № 1 на доске)

Демонстрационный показ с использованием
теллурия

1) Вращение Земли вокруг Солнца.

- Ось изменяет своё положение? (Нет)
- Одинаков ли угол, под которым падает солнечный
свет по временам года? (Нет)



2)

- На теллурии отмечены определённые дни, по
одному на каждое время года. На какие месяцы они
приходятся? (март, июнь, сентябрь, декабрь)
- Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни
Земля занимает уникальное положение по
отношению к Солнцу.

Демонстрация на теллурии с остановками на
отмеченные дни.

-Теперь выпишите в тетрадь дни, отмеченные на
слайде. Приложение 1 (Слайд №4)



Итак:

22.XII – день зимнего солнцестояния (самая
длинная ночь и самый короткий день)

21.III – день весеннего равноденствия (день =
ночь)
. Приложение 1 (Слайд №5)
22.VI – день летнего солнцестояния (самый
длинный день и самая короткая ночь)
Приложение 1 (Слайд №4)

23.IX – день осеннего равноденствия (день = ночь) Приложение 1 (Слайд №5)

Схема на доске

- Посмотрите на слайд. 22 июня северная полярная
область Земли освещена? (Да)
- Как называется это время? (Полярный день)
- А в другом полушарии, в южной полярной области? (Полярная
ночь)

- Вот так выглядит полярная ночь. Приложение
1 (Слайд №6)

- А так – полярный день. Приложение 1
(Слайд №7)

Обобщение:

- Что происходит на Земле в результате
орбитального вращения Земли? (Смена времён
года)

- Кроме этого на что ещё влияет орбитальное
движение Земли? (На продолжительность дня и
ночи)

- На дворе ноябрь. Какой особый день ждёт нас в
декабре? (День зимнего солнцестояния)
- Как будет располагаться Солнце над горизонтом?
(Низко)

- А потом вновь начнёт подниматься!

Работа с глобусом

- На глобусе перед вами есть линии, которые
отмечены пунктирной линией. Назовите их.
(Северный и южный тропики, северный и южный
полярные круги)

- Это параллели или меридианы? (Параллели)
- Запишем в тетрадь. Полярные круги (66,5 с.ш.,66,5
ю.ш.) Тропики – параллели, где дважды в год Солнце
находится в зените (23,5 с.ш.,23,5 ю.ш.)
Приложение
1
(Слайд №8)
- Эти линии делят нашу планету на тепловые пояса. Приложение 1 (Слайд №9)
- Сколько тепловых поясов можно выделит? (5).
Назовите их.
- В каком тепловом поясе мы живём? (В северном
умеренном)

Заключение.

- Земля вращается не только вокруг своей оси и
вокруг Солнца. Она ещё участвует в галактическом
движении. Приложение 1 (Слайд №10)
- В учебнике на стр.45 найдите время одного оборота
Земли вместе с Солнечной системой вокруг центра
Галактики. (220 млн. лет)
- А какова скорость вращения? (250 км/с)
- Но это ещё не всё! Вместе с нашей Галактикой
Земля участвует в межгалактическом движении. Приложение 1 (Слайд №11)

Обобщение:

- Таким образом, вместе с Землёй мы
вращаемся?.. (Вокруг оси, вокруг Солнца, вокруг
центра Галактики Млечный путь и участвуем в
межгалактическом движении)

Д/з: стр. 42-45. Выделить на к /к полярные круги и
тропики.




Следующий: