Урок географии в 6-м классе по теме: Ветер. Причины его образования


Задачи урока:

  • сформировать понятия “ветер”, “бриз”,
    “муссон”;
  • продолжить формирование умения выявлять
    причинно-следственные связи в процессе
    самостоятельной и коллективной работы учащихся
    (их поисковая деятельность);
  • формирование познавательной активности, умения
    решать проблемные ситуации.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий,
  • старые и новые понятия,
  • ЛОС, составленные учениками,
  • рисунки и схемы учебника.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

Я приготовила для вас ордена “Умник” и
“Умница”. Кто из вас уйдет с ними?

II. Проверка знаний

А проведу я на вас интеллектуальную атаку.
Перед вами опорные понятия на доске (воздух,
атмосфера, атмосферное давление, температура
воздуха). Они помогут нам сегодня на уроке. (Работаю
с понятиями на доске).

Вопрос. Какую оболочку вы сейчас изучаете?

Ответ

детей. Атмосферу.

Вопрос.

Что такое атмосфера?

Ответ

детей. Воздушная оболочка.

Вопрос.

Каковы свойства воздуха?

Ответ

детей. Температура, влажность.

Вопрос.

От чего зависит температура воздуха?

Ответ

детей. От нагревания земной
поверхности.

Вопрос.

Что такое атмосферное давление, от
чего оно зависит?

Ответ

детей. Разница в температуре воздуха.

Поощрение активных учащихся жетонами.

III. Переход к изучению новой темы

Учитель.

А теперь, послушайте меня,
пожалуйста!

В годы Великой Отечественной войны над городом,
временно оккупированном фашистами, несколько
дней подряд кружились в воздухе листовки. Они
медленно опускались на землю и люди узнавали из
листовок правду. Три дня фашистские дозорные
следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт,
но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки
продолжали опускаться на землю. Как потом
выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень
захотел помочь партизанам в борьбе с
ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и
предложил свою помощь, рассказал, что он
придумал, как можно распространять листовки.
Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки,
сложил их стопкой в потухшей топке заводской
трубы. А она имела высоту 30 метров.

(Вывешиваю на доску рисунок трубы).


Вопрос. Если у поверхности Земли
давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на
верхнем конце трубы сколько?

Ответ

детей. 757 мм. рт. ст.

(Я дописываю эту цифру на верхушке трубы).

Вопрос.

И что же вы видите? Где воздух
испытывал большее давление?

Ответ

детей. У основания трубы, внизу.

Вопрос. А на верхнем конце трубы какое
давление?

Ответ

детей. Меньшее давление.

Вопрос. А теперь подумайте и продолжите мой
рассказ дальше.

Ответ

детей. Воздух устремляется снизу вверх
и уносит с собой листовки. Возникло движение
воздуха.

Вопрос.

А как это движение воздуха можно
назвать? Почему же листовки летали? Кто их
распространял по воздуху?

Ответ



детей. Ветер.

(Вывешивается на доску новое понятие “Ветер”).

Учитель.

Вот мы и подошли к теме нашего урока:
“Ветер. Причины его образования” Вашей задачей
является: выявить причины образования ветра на
Земле.

IV. Изучение нового материала

Вопрос.

Итак, какое самое главное условие
необходимо для того, чтобы возникло движение
воздуха – ветер?

Ответ

детей. Разница в атмосферном давлении.

Вопрос.

Теперь вам понятно, почему заводские,
фабричные трубы, трубы на котельных делают очень
высокими?

Ответ

детей. Да! Нужна хорошая тяга! Она
возникает из-за разницы в атмосферном давлении у
земной поверхности и на большой высоте. Ветер
будет выносить вредные загрязняющие вещества и
разносить их высоко, не загрязнять воздух у
земной поверхности в городе – экологическая
проблема.

Вопрос.

Что же такое ветер, дайте его
определение (найдите его в учебнике: §38, стр. 127).

(Определение на доске, под темой).

Дети записывают в тетрадь определение.

Вопрос.

Ребята, а над земной поверхностью
тоже может быть движение воздуха, т.е. ветер?

Дети.

Да.

Вопрос.

А почему?

Дети.



Тоже существует разница в атмосферном
давлении.

Вопрос.

А почему?

Дети.

По-разному нагревается воздух: где-то
более холодный, где-то более теплый, по разному
давит на поверхность.

Вопрос.

А почему воздух различный по
температуре?

Дети.

По-разному нагревается поверхность.

Вопрос.

А почему?

Дети.

Из-за различного угла падения солнечных
лучей, из-за различной высоты Солнца.

Вопрос.

А почему различная высота Солнца?

Дети.

Из-за шарообразности Земли.

Учитель.

А сейчас давайте представим эту
закономерность в виде схемы связей между
причинами образования ветра.

Прикрепляются звенья схемы на доску.
Различные звенья можно поменять местами. Тогда
детям ставится задача: установить правильную
последовательность звеньев цепи. Затем дети
переносят эту схему в тетрадь.

V. Закрепление знаний

Учитель.

А для закрепления знаний я предлагаю
вам, ребята, немного пофантазировать. Групповая
работа.

Задание.

Каждой группе предлагается
инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком
выполнения действий, лист бумаги на котором вы
отразите сведения, добытые самостоятельно по
алгоритму – это ваш будущий ЛОС – лист опорных
сигналов
. Вы должны будете:

  1. Рассказать о своих ощущениях.
  2. Определить, как меняется направление ветра в
    течении суток и по сезонам года. Как этот ветер
    будет называться?

I группа. Я предлагаю вам представить
себя летним жарким днем на берегу моря.



Алгоритм для I группы.

  • Познакомиться с текстом §38, на стр. 128-129,
    рассмотреть рис.76. Представьте, что вы днем
    находитесь на берегу моря, каково будет движение
    воздуха?
  • На листе показать направление ветра стрелкой и
    подписать название этого ветра (с моря на сушу
    или с суши на море).
  • Объяснить (устно) условия его образования: а)
    Какое давление над сушей и над морем днем? Почему?
    б) В каком направлении перемещается ветер и
    почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
  • II группа. А вы представьте себя ночью
    на берегу моря.

    Алгоритм для II группы.

  • Познакомиться с текстом §38 на стр. 128-129,
    рассмотреть рис.76. Представьте, что вы ночью
    находитесь на берегу моря, каково будет движение
    воздуха?
  • На листе показать направление ветра стрелкой и
    подписать название этого ветра (с моря на сушу
    или с суши на море).
  • Объяснить (устно) условия его образования:
    а) Какое давление над сушей и над морем ночью?
    Почему?
    б) В каком направлении перемещается ветер и
    почему?
    в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
  • III группа. А у вас задание посложнее! Вы
    должны представить себя на берегу Тихого океана
    летом и зимой.

    Алгоритм для III группы.

  • Познакомиться с текстом §38, на стр. 129,
    рассмотреть рисунок 77. Представьте, что вы летом
    и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как
    будет изменяться движение ветра по сезонам:
    зимой и летом?
  • На листе показать движение ветра летом и зимой
    стрелкой и подписать название этого ветра (с моря
    на сушу или с суши на море).
  • Объяснить (устно) условия его образования: а)
    Какое давление над сушей и над морем по сезонам:
    летом и зимой? Почему? б) В каком направлении
    перемещается ветер и почему по сезонам года? в)
    Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут
    последствия?
  • Время закончилось. Выходят представители групп
    и рассказывают о своем ветре по-своему ЛОС. К
    новым понятиям добавляются понятия “дневной и
    ночной бриз”, “летний муссон”, “зимний
    муссон”. Работа со стрелками-муссонами у карты,
    дети магнитами их правильно прикрепляют.

    VI. Физкультминутка

    Дети встают, вслух проговаривают стихотворение
    и делают соответствующие движения.

    Ветер дует нам в лицо (вращение руками),
    Закачалось деревцо (наклоны в разные стороны),
    Ветерок все тише, тише (приседания),
    Деревцо все выше, выше (потягивание вверх).

    VII. Проверка усвоения знаний

    Вопрос.

    А теперь давайте проверим, достигли
    мы цели нашего урока или нет, т.е. правильно ли мы
    выявили причины образования ветра?

    Вызываю к доске ученика и прошу прикрепить
    стрелку от одного давления воздуха к другому (над
    Карским морем 762 мм. рт. ст., а над Губкинским 758 мм.
    рт. ст.). Объясняет причину образования ветра,
    дает его определение.

    Программированный диктант (письменный опрос).
    Детям раздаются карточки с диктантом, выполняют
    на листочках.

    Запись терминов:

    1. Атмосфера
    2. Тропосфера
    3. Ветер
    4. Атмосферное давление
    5. Бриз
    6. Барометр
    7. Муссон
    8. Амплитуда
    9. Термометр
    10. Стратосфера

    Последовательность выполнения:

    1. Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на
      море.
    2. Слой атмосферы, расположенный над тропосферой,
      простирающийся до 40-50 км.
    3. Движение воздуха в горизонтальном направлении
      из мест высокого давления к местам низкого
      давления.
    4. Прибор для определения атмосферного давления.
    5. Прибор для определения температуры воздуха.
    6. Воздушная оболочка Земного шара, вращающаяся
      вместе с Землей.
    7. Разность между наибольшим и наименьшим
      значением температуры воздуха в течение суток,
      месяца или года.
    8. Нижний слой воздушной оболочки Земли.
    9. Сила, с которой воздух давит на поверхность.
    10. Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря
      на сушу.

    VIII. Итог урока

    Включаю магнитофон с записью ветра. Предлагаю
    детям провести марафон из стихов, песен, загадок
    о ветре. Например: “А, ну-ка, песню нам пропой,
    веселый ветер…”, “Без рук, без ног, а дверь
    открывает”, “Ветер, ветер! Ты могуч! Ты гоняешь
    стаи туч!” и т.д.

    Дети за активность получают жетоны. Сообщаются
    оценки за урок. Выбираются самые активные ребята.
    Им вручаются ордена “Умник” и “Умница”.

    IX. Домашнее задание

    §38, сделать сообщения о положительном и
    отрицательном значении ветра (ребятам дается
    опережающее индивидуальное задание).




    Следующий: