Урок географии в 6-м классе по теме Реки


Первый урок по теме «Реки»

Цель и задачи:

  • сформировать представления о реке и её частях,
    речной системе;
  • научить устанавливать причинно-следственные
    связи между направлением течения реки и
    характером рельефа;
  • развивать умение определять географическое
    положение объекта (на примере реки);
  • показывать реку на географической карте;
  • заложить основы знаний о питании реки и её
    режиме;

Ведущие понятия: река, речная долина,
русло, пойма, терраса, исток, устье, речная
система, водораздел, режим реки, питание реки,
половодье, паводок, межень, горная река,
равнинная река, порог, водопад.

Оборудование: учебник географии 6
класс авторы: Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. карта
полушарий, физическая карта России, атлас,
картины.



Географическая номенклатура:

  • реки: Ангара, Терек, Обь, Волга, Лена, Енисей,
    Амазонка, Нил;
  • водопады: Анхель, Ниагарский.

Ход урока

Урок начинается с обсуждения различий между
морем и рекой, опираясь на личные впечатления
учащихся, их знания из курса «Природоведения»,
книг и т.д. (СЛАЙД 1)

Презентация.

Учитель: (СЛАЙД 2)

О, Волга!.. колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Некрасов Н.А.)

Нева всю ночь рвалася к морю:
И спорить стало ей невмочь:
:Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
(Пушкин А.С.)

- На сегодняшнем уроке мы изучим тему
«Реки»(записали число и тему в тетрадь). Из каких
частей она состоит, о речной системе, чем реки
будут отличаться от других водных объектов.

- В отличие от морей и океанов, Река -
естественный водный поток, текущий в
выработанном им углублении.(записали в тетрадь
определение) В этом определении отмечены самые
важные признаки реки. Это естественный, а не
созданный руками человека(канал, водохранилище),
текущий в заданном природой направлении, которое
резко не меняется.

В мире бесчисленное количество рек, которые
отличаются друг от друга расположением,
течением, красотой.

Работа с картой.

Учитель: давайте откроем физическую
карту мира и вместе посмотрим и найдём крупные
реки. Скажите, каким цветом выделены реки на
картах?

(СЛАЙД 3)

Учитель: Мы с вами нашли и узнали
характеристики очень многих рек. Давайте
остановимся чуть подробнее на нашей с вами
Родине-России.

(СЛАЙД 4 5) Наша страна тоже богата водными
ресурсами.

Работа с картой.

(СЛАЙД 6)



Давайте вместе с вами нанесём крупнейшие реки
на контурную карту.

Учитель: А теперь мы переходим к
изучению строение реки (СЛАЙД 7)

Вы узнали, что у разных рек разные истоки и они
отличаются друг от друга. (СЛАЙД 7)

Работа с картой. Отработка навыка
показа реки на карте(от истока к устью)

И навыка определения берегов.



Учитель: теперь перейдём к нашему
учебнику стр 88. Какой ещё характеристикой
обладает река? О чём я не сказала? Найдите и
запишите определение.

Дети самостоятельно находят определения:
водораздел и бассейн реки, речная система.
Пытаются объяснить самостоятельно, учитель
помогает.

Работа с картой.

Учитель: найдите на физической карте
мира крупнейшие речные бассейны и отметьте их на
контурной карте.

Последний этап урока описание географического
положения реки Нил по плану на с.94 учебника.


Второй урок по теме «Реки»

Учитель: мы продолжаем изучение темы
«Реки». Сегодня поговорим о скорости течения,
питания и режима рек.

Скорость течения различна в пределах даже
одной реки. Самая большая скорость на некоторой
глубине, там, где вода не встречает сопротивления
воздуха. В тоже время у берегов и придонных
толщах воды скорость меньше.

Скорость реки зависит(записываем в тетрадь): от
рельефа, поверхности по которой она течёт.(СЛАЙД
9). Различия записываем в тетрадь. Рассказ о
порогах и водопадах(СЛАЙД10)

Работа с картой. Учащиеся на карте
находят примеры равнинные и горные реки, высокие
и знаменитые водопады.

Учитель: Всем рекам необходимо
получать питание, так же, как и всем живым
организмам для поддержания жизни. Питание рек
зависит в первую очередь от их географического
положения. (СЛАЙД 11)

Учитель даёт характеристику видов питания,
знакомит с режимами рек.

Дополнительно рассказ о значении рек, записать
в тетрадь (СЛАЙД 12-13)

Подведение итогов.

Учитель: Ну а теперь, я хочу
посмотреть, как вы усвоили эту тему. (СЛАЙД 14-21).

Заключение.

Учитель: Молодцы! Я хочу пожелать,
чтобы знания, приобретённые на этих уроках, вам
пригодились в жизни. Вы сможете их применить во
время путешествий, походов. Но ещё я хочу
пожелать, чтобы вы помнили о том, что реки — наше
богатство, которое мы должны беречь и
преумножать.




Следующий: