Урок географии в 6-м классе по теме Реки. Части реки

Цели урока:

Сформировать представление о реке, ее
частях, частях речной системы и долины. Научить
измерять длину реки по географической карте,
определять левый и правый берега, притоки левые и
правые, притоки I, II и т. д. порядка. Развивать
навыки работы с атласом. Воспитывать
уважительное отношение к природе.

Оборудование:

Презентация “Реки”. Карта полушарий,
физическая карта России, атласы, простой
карандаш, линейка, нитка.

Тип урока: Комбинированный – урок объяснения
нового материала, повторения пройденного
материала, закрепление полученных ранее и
приобретенных на текущем уроке знаний, умений и
навыков в ходе практической работы.


Ход урока

I. Организационный момент

П. Фронтальный опрос (с использованием
презентации)

  1. Что такое подземные воды?
  2. Какие условия необходимы для образования
    подземных вод?
  3. Определить по рисунку (на экране) где возможно
    образование подземных вод объяснить почему?
  4. Подземные воды в зависимости от расположения
    различаются на 2 вида. Определить по рисункам (на
    экране) какие это виды?
  5. Значение подземных вод и их использование.


III. Изучение нового материала

- Темой сегодняшнего урока будет отгадка
следующих загадок.

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

  • Вы уже поняли, что тема урока … (Река.)
  • Итак, открываем тетради, записываем тему.
  • (При вступлении идет показ фото на презентации).
    Много великих и прекрасных художников
    изображали в своих картинах реки. Не только
    художники, но и писатели…
  • Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных
    строк им посвятили они.

О, Волга! колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я? (Некрасов.)

Нева всю ночь рвалась к морю…
И спорить стало ей невмочь…
.. .Но силой ветра от залива
Прегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова. (А. С. Пушкин.)

  • Разные чувства вызывали реки у поэтов,
    писателей, художников, а мы попробуем в прозе
    сказать, что такое река. Ведь наверняка не
    найдется среди вас того, который мог бы сказать,
    что никогда не видел реку. Поэтому подумайте и
    дайте мне определение “река”. (Дети отвечают,
    дают свои определения.)
  • Давайте сверим свои определения с тем, что
    записано в учебнике.
  • (Запись определения в тетрадь)

    - Река состоит из частей. Чтобы изучить
    части рек давайте посмотрим по карте, как
    изображаются реки. Тонкими голубыми линиями. Как
    вы думаете от чего зависит ширина линии (от
    ширины реки).
    А теперь чтобы познакомится с
    частями рек, изобразите в тетради реку, по
    рисунку на экране.

    Как и все в мире река имеет начало и
    конец. Кто из вас знает, как называется начало
    реки – исток. Покажите, где он находится.
    Подпишите на рисунке. А как река может
    начинаться?

    – Волга берет начало на Валдайской
    возвышенности из болота, там выход подземных вод.

    – Ангара вытекает из озера Байкал.

    – Обь образуется при слиянии рек – Бии
    и Катунь.

    А как называется конец реки – устье. Но
    концом реки называется то место, где река впадает
    в другую реку, озеро или море. Отметьте на
    рисунке. Существуют разные виды устьев.

    Эстуарии – воронкообразное
    устье реки, расширяющееся в сторону моря.
    Образуется, когда приносимые рекой наносы
    уносятся приливно-отливные течениями, а
    прилегающая часть моря достаточно глубока, так
    что накопления наносов не происходит.

    Дельта

    форма устья реки с
    протоками, на которые делится главное русло.
    Дельты по форме разных типов, чаще имеют
    треугольную или веерообразную форму. Дельты
    образуются не мелководных участках моря (озера)
    при впадении реки, несущий большое количество
    наносов. Откройте в атласах физическую карту
    России и полушарий. Приведите примеры рек,
    имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись
    в тетради делается в виде таблицы.

    Дельта

    Эстуарии

    Лена,

    Енисей,

    Волга,

    Темза,



    Миссисипи

    Св. Лаврентия

    Вы обратили внимание, как ширина реки
    меняется от истока к устью. Почему? В неё впадают
    другие реки, которые называются притоками.

    Приток это небольшая река, которая
    питает главную реку. Отметьте на рисунке главную
    реку и её притоки. Притоки впадают в реку с разных
    сторон, в зависимости от этого различают притоки
    правые и левые. Для того, чтобы определить какой
    приток левый, а какой правый мы должны встать
    лицом к устью вниз по течению и с правой руки от
    главной реки – правые притоки, а с левой – левые
    притоки. Подпишите в тетради.

    (Физкультминутка, проводится
    физоргом класса.)

    Задание по атласу:

    Определите: река Вилюй какой приток
    Лены. (Левый)

    Река Алдан … (правый)

    У Енисея перечислите правые притоки (Ниж.
    Тунгуска, Ангара).

    Ока и Кама какие притоки Волги. (правый,
    левый).

    Различают также притоки 1 порядка, 2
    порядка, 3 и т.д.

    Как определить, тот, который впадает
    первым – первого порядка, тот, который впадает в
    приток первого порядка
    второй и т.д.
    Например, река Кама приток первого порядка у
    р.Волга, а р. Белая приток второго порядка.

    Главная река с притоками образует
    речную систему.

    • А теперь наша задача – научиться определять
      длину рек. Мы уже умеем измерять длину между
      городами. Чем отличается сущность измерения
      расстояния между городами и длины рек? (Реки
      извилистые.)
    • Как можно измерить длину кривой извилистой
      реки? (С помощью нитки и линейки.)
    • Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки.
      Затем отрезок нитки совмещают с линейкой,
      получившееся расстояние в сантиметрах умножают
      на именованный масштаб. Измерьте длину рек Оби
      (2750-3000 км).

    И это еще не все нам нужно освоить два
    понятия.

    Водосборный бассейн реки – участок
    земной поверхности, с которого вся вода стекает в
    реку .Отметить на рисунке в тетради. Каждая река
    даже самая маленькая имеет свой бассейн . Самый
    большой бассейн у реки Амазонка. Его площадь 7
    млн.кв.км

    Граница, разделяющая соседние речные
    бассейны, называется водоразделом. Посмотрим на
    рисунок 58 в учебнике, здесь изображен
    водосборный бассейн реки Лена. Граница проходит
    по возвышенным участкам.

    Отметьте в тетради. У вас должен
    получится такой рисунок. (Рисунок на экране)

    Закрепление.

    На экране рисунок-схема реки

    Задания:

    1.Выйти показать и рассказать
    определение.

    – исток
    – устье.
    – главную реку и ее правые и левые притоки.
    – Речную систему.
    – Водосборный бассейн.
    – Водораздел.

    Запись домашнего задания:

  • Стр.87-90 до п.3 читать, учить определения. Задание
    на конт.карте. подписать реки на карте полушарий.
  • Дополнительный материал


    Крупнейшие реки мира

    Название

    Длина, км

    1. Нил с Кагерой (Африка)

    6671

    2. Миссисипи с Миссури (Сев.
    Америка)

    6420

    3. Амазонка с Мараньоном (Юж.
    Америка)

    6400

    4. Янцзы (Азия)

    5800

    5. Обь с Иртышом (Азия)

    54510

    6. Хуанхэ (Азия)

    4845

    7. Миссури (Сев. Америка)

    4740

    8. Меконг (Азия)

    4500

    При разработке урока использовалась следующая
    литература:

    1. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.
      6 класс. – М.: “ВАКО”, 2004, 288 с. – (В помощь
      школьному учителю);
    2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки
      географии Кирилла и Мефодия. 6 класс. (СD-ROM);
    3. Демонстрационные материалы по географии.
      Гидросфера. ООО “Дрофа”, 2007. (интерактивное
      наглядное пособие)

    Презентация




    Следующий: