Урок географии в 6-м классе по теме: Природный комплекс


Описание системы работы.

В условиях обновления и модернизации
современного образования, направленного на
повышение качества обучения школьников, считаю
необходимым определить приоритетные
направления своей педагогической деятельности -
воспитание, обучение и развитие личности
школьника.

Реализация этих направлений способствует
решению задач, которые я перед собой ставлю:

  • создание оптимальных условий для успешного
    обучения каждого ученика;
  • формирование творческих способностей детей на
    уроках и во внеурочной деятельности;
  • воспитание у школьников бережного отношения к
    родному краю, окружающей природе;
  • развитие умственного потенциала детей
    посредством вовлечения учащихся в научно –
    исследовательскую деятельность;
  • формирование трудовой мотивации, обучение
    основным принципам построения профессиональной
    карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

Для решения этих задач я использую различные
методы и приемы обучения в зависимости от
характера познавательной деятельности. Так,
чтобы обеспечить усвоение учащимися готовой
информации, применяю объяснительно -
иллюстративный и репродуктивный методы, где
учащиеся воспринимают, осознают и запоминают
фактические сведения (чтение и пересказ текста
учебника, нахождение нужных сведений в
таблицах…). Для того, чтобы приобщить школьников
к творческой деятельности, практикую частично –
поисковый и исследовательский методы, когда на
различных этапах урока учащиеся воспринимают и
осмысливают задание в целом и последовательно
решают практические вопросы и задачи,
осуществляя поисковую деятельность, вскрывая
причинно – следственные связи, так, например, при
изучении темы «Экономико – географическое
положение России » в 9 кл. учащиеся определяют
экономико – географическое положение страны,
выявляют зависимость географического положения
от природных условий, выясняют особенности
условий (благоприятные и неблагоприятные) для
развития промышленного и сельскохозяйственного
производства, сопровождая работой на контурной
карте.

В конструирование урока включаю выполнение
проблемных заданий, которые предполагают не
только нахождение новых знаний о природе и
обществе, но и поиск новых путей этих знаний, что
ведет к развитию творческого мышления
школьников, помогает им овладеть методами
научного познания, формирует интерес и
потребность в творческой деятельности. — Это
задания, требующие понимания диалектических
противоречий, умения оперировать ими, например:
«Используя знания по географии России и других
стран, объяснить, какое влияние оказывает
большая территория на экономику страны –
способствует или затрудняет развитие
хозяйства».

Это задания, в основе которых лежит научная
гипотеза, например, о происхождении жизни на
Земле, об изменении климата на Земле или
изменении микроклимата своей местности в
результате строительства Зейской ГЭС.

Это задания на установление причинно –
следственных связей, когда учащиеся
самостоятельно отбирают и применяют знания для
решения проблемных вопросов, например: «Какие
виды электростанций разместите на территории
Западной Сибири, и почему?» или «Какие
изменения произойдут в природе, при вырубке
леса?»

Современный урок ориентирован на создание
оптимальных условий для развития и продвижения
как сильных, так и слабых школьников, поэтому я
применяю приемы дифференцированного обучения,
используя индивидуальные и коллективные формы
организации учебной деятельности (выполнение
заданий различной сложности, учет интересов
школьников — сообщения, творческие задания…).

При решении учебных задач в географии учитель
не должен уходить от привычного рассказа.
Географию трудно представить без монолога
учителя о природе Земли и нашей страны. Однако
устное изложение материала педагогом является
одним из уязвимых звеньев традиционного метода
обучения. Обычное восприятие рассказа или
объяснения учителя не создает на уроке ситуацию
решения учебных задач, поскольку ученик имеет
возможность закрепить изложенную тему дома, по
учебнику. Поэтому не все учащиеся воспринимают
информацию внимательно, отсутствует здесь и
обратная связь. Не все ученики могут слушать
учителя и усваивать знания, пробелы же усвоения
знаний выявятся не сразу. Для устранения данного
недостатка эффективно действие моделирования.
По В.М. Штоффу, это метод познания объекта через
модели. Данная технология представлена в работах
Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и относится к
педагогической технологии развивающего
обучения.

Действие моделирования – основа содержания
учебной деятельности, больше известно как
техническое моделирование. Модель (лат.) –
“мера” (трехмерное) изображение объекта. Это
преобразование предметов окружающей
действительности. (глобус – модель Земли).
Первоначально словом “модель” обозначалась
уменьшенная копия, или, по выражению

В.И. Даля, “образец в малом виде”, а в более же
широком смысле, под моделью понимается любой
образ (мысленный или условный: изображение,
описание, схема, чертеж, план, карта…) какого –
либо объекта, процесса или явления (“оригинала”
данной модели). Моделирование трактуется как
одна из категорий теории познания, на которой
базируется метод научного исследования – как
теоретический (при котором используются
знаковые, абстрактные модели), так и
экспериментальный (использующий предметные
модели). Технология “Синхронного
моделирования”, которую, я использую в своей
работе (автор Владимир Павлович Сухов, доцент
Башкирского Педагогического Государственного
Института), это письменная работа учащихся,
которую они выполняют вместе со мной в процессе
рассказа или объяснения. Это модель понятия,
физического процесса или объекта природы, ее не
выполняют заранее, а выстраивают в ходе работы.
На первый взгляд оно сравнимо с педагогическим
рисунком, но синхронное моделирование
отрабатывается поэтапно. На первом
репродуктивном уровне по ходу рассказа я
выполняю модель на классной доске, используя
принцип работы: “Делай вместе со мной”. Учащиеся
переносят модель в свои тетради. Затем я усложняю
задачу, используя частично – поисковый метод,
конструируя модель не полностью, предоставляя
учащимся достроить ее самостоятельно по
принципу: “Делай сам”. На следующем
исследовательском уровне во время изложения не
выполняю модель, а ставлю проблему, которую
учащиеся решают, достраивая модель: “Проявляй
творчество”. Результатом этой синхронной работы
ученика и учителя является не конспект или
тезисы, а модель объекта изучения с признаками
внутреннего строения, а также причинно –
следственными связями с окружающим миром.



Данная технология имеет свои преимущества:

- выполнение модели изменяет ситуацию на уроке
(активно работает весь класс, даже учащиеся с
низкими способностями к учению);
- моделирование требует полной мобилизации,
усиленного внимания ( работают все виды
памяти: зрительная, слуховая, моторно –
двигательная);
- моделирование – это один из приемов
самостоятельного приобретения знаний;
- выполнение модели предоставляет возможность
проверить выполнение домашнего задания по ходу
решения очередной учебной задачи на уроке,
позволяет организовать взаимную оценку работы
при опросе;
- синхронное моделирование определяет
эвристическую функцию и служит средством
познания изучаемых объектов, дает возможность
разрешения проблемных ситуаций и способствует
формированию творчества у учащихся, что является
основой усвоения ими знаний, умений, навыков.

Система построена на следующих дидактических
принципах:

  • обучение на высоком уровне сложности,
  • качественное обучение программного материала,
  • ведущая роль теоретических знаний,
  • систематическая работа над индивидуальным
    развитием учащихся,
  • значимость процесса обучения для школьников, их
    самоопределение.

Важнейшим значением в реализации задач
воспитания и обучения имеет эффективное
использование новейших педагогических
технологий. В своей педагогической практике я
использую приемы синхронного моделирования.

Работая по данной технологии я определила, что
основное назначение модели – помочь понять
ученику диалектическую (внутреннюю) сущность
объекта изучения и способствовать развитию
умственных способностей и творческого мышления.
Чтобы выяснить, что это действительно так, я
проанализировала степень обученности у учащихся
одной параллели с 8 по 10 классы за три года, где
преподавание предмета географии велось с
применением приемов синхронного моделирования.
Отслеживание результатов показало рост качества
знаний и степени обученности в данных классах,
что свидетельствует об эффективности
используемого приема моделирования.

Образовательный процесс преподавания
географии направлен на развитие
самообразовательных умений и навыков через
активизацию познавательной деятельности
учащихся на уроке, поэтому я применяю
методические приемы проектного обучения. Умение
географического проектирования включает,
например, составление учащимися проектов
рационального размещения отдельных
территориальных объектов (заводов, жилых домов,
зон отдыха…) или организации целостной
территории различного назначения (природные
парки и заказники, городские и сельские
поселения). Так, проект ученицы 10 класса:
“Рекреационная зона – золотые пески” был
признан лучшим в городском конкурсе проектов и
представлен на областной конкурс эколого –
туристических проектов . Умения, связанные с
моделированием и проектированием находятся
между собой в определенной взаимозависимости,
которая выражается следующей цепочкой:
составление характеристики – конструирование
модели – создание проекта. Это объясняется тем,
что каждое последующее умение включает в себя
предыдущее как один из составных элементов. При
этом завершающим этапом учебной деятельности
является географическая оценка, которая играет
значительную роль в формировании социальных
качеств личности школьника. Она обеспечивает
расстановку социальных позиций ученика («Я -
гражданин», «Я — работник»), что
способствует органичному включению в
жизнедеятельность общества на ранних этапах
личностного развития.

Для текущего учета знаний, закрепления
изученного материала, практикую различные формы
опроса (фронтальный, индивидуальный, контроль и
обобщение знаний…). Анализируя качество урока,
не ограничиваюсь оценкой уровня усвоения знаний,
умений и навыков, а оцениваю урок под углом
зрения того, насколько он стимулирует сдвиги в
воспитанности и развитии учащихся (используя
наблюдение, анкетирование, тестирование,
собеседование), определяя общий психологический
климат класса.

В учебной деятельности применяю такие
нетрадиционные формы, как урок — аукцион, урок –
защита проекта, урок — соревнование, урок -
практикум, экскурсия и другие, ежегодно давая
открытые уроки для учителей географии города,
распространяя передовой педагогический опыт.

- Урок моделирования “ Составные части
гидросферы” — 6 класс, 2001г.
- Урок моделирования “Влияние человека на
природный комплекс” — 7 класс, 2002г.
- Урок – диспут “Заповедные места родного края ”
- 8 класс, 2003г.
- Урок – размышление “ Экологический –
бумеранг” — 10 класс, 2004г.

Рациональный отбор методов обучения, оценка
характера познавательной деятельности учащихся
и эффективность процесса обучения определяют
уровень усвоения знаний, которые способствуют
развитию творческого мышления учащихся, их
саморазвитию. Учащиеся сочиняют стихи, пишут
сочинения, изображают красоту природы в
рисунках, работают с литературой при оформлении
реферативных работ.

Разнообразие форм и методов работы, их умелое
варьирование на уроках и во внеурочное время
позволяет поддержать интерес к предмету,
переключить внимание учащихся, предупреждая
утомление и перегрузку, сберегая их здоровье.


Урок по географии 6 класс

Тема: “ Природный комплекс”.

Дать знания о природном комплексе.

  • Показать взаимосвязь компонентов ПК и
    воздействие на ПК человека.
  • Рассмотреть влияние на здоровье человека
    изменений климата.
  • Ход урока:




    Следующий: