Урок географии в 6-м классе по теме Ледники

Цели урока:

  1. Сформировать представление о ледниках,
    условиях их образования, движении, роли в природе
    Земли.
  2. Способствовать развитию умений анализировать
    информацию, делать выводы, обобщения.
  3. Способствовать развитию интереса к географии,
    любви к природе, стремления расширять кругозор.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор;
  2. Киноаппарат и кинофрагмент “Ледники”;
  3. Атласы и настенная физическая карта полушарий;
  4. Стакан с кусочками льда;
  5. Таблички для желающих выполнить
    соответствующее д/з.
  6. Презентация, используемая по ходу урока (Приложение).

Ход и содержание урока

Учитель: Ребята! Можете ли вы себе
представить, что место, где мы сейчас находимся
(наша деревня, вся наша область и соседние
области и республики тоже), несколько тысяч лет
тому назад были покрыты толстым слоем льда? А так
оно и было на самом деле! И слой этот имел толщину
не 10, не 20 и даже не 100 метров, а значительно
больше.

Приложение (слайд 1)

Представили? И каковы ваши ощущения? (Не
холодно ли вам?)

Ну, это дело прошлое. А теперь попробуем
представить будущее. Вы, конечно, знаете о мнении
многих современных ученых о глобальном
потеплении климата. Что может произойти в
результате потепления климата?

Ученики: Могут растаять ледники,
поднимется уровень Мирового океана, будут
затоплены значительные участки современной
суши.

Учитель: Итак, как вы думаете: какую
тему (какую часть гидросферы) будем сегодня
изучать?

Верно. Наша тема – “Ледники”. Мы сегодня
побудем гляциологами, т.е. учеными, изучающими
ледники. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники).

Приложение (слайд 2).

Что вам хочется узнать о ледниках? (Определение
целей урока.)

Ученики: Что такое ледники? Где и
как образуются? Какие бывают? Какова их роль в
природе Земли? (Учитель кратко записывает на
доске: Что? Где и как? Какие? Роль?)

(1-я проработка материала)

Учитель: С ледниками вы пока в своей
жизни не встречались (или встречались лишь в
кино), но все хорошо представляете лед: держали
его в руках, ходили по нему ногами. Вот он у меня в
стакане. Как и из чего образуется лед?

Ученики: Лед образуется из воды при
температуре 0° и ниже. Вода жидкая становится
твердой.

Учитель: Представьте себе реку зимой:
сверху лед, а под ним – вода. Весной река
вскроется , и льдины поплывут по воде. Это ледник
или нет? (Нет.)

– А теперь еще раз представьте ледник, который
когда-то покрывал нашу территорию и попробуйте
сами ответить на вопрос “Что такое ледник?”

Дети дают определение ледника.

Учитель: Сравним наши определения с
учебником. (Открыть стр. 98.)

Лед, который образуется на воде, пресный или
соленый? А в ледниках лед всегда пресный. Поэтому
запишем в тетрадях такое определение:

Ледник – это скопление пресного льда на
суше
.
(Слайд 3)

Как же и при каких условиях ледники
образуются? Как вы думаете?

Дети высказывают предположения.

Учитель обобщает ответы: Образуются
ледники из снега. Происходит это в тех местах
Земли, где круглый год низкие температуры.
Выпавший снег не успевает растаять (он лишь чуть
подтаивает) и накапливается. В него может
просачиваться талая вода из верхних слоев. Вода
замерзает, снег уплотняется и сначала
превращается в зернистый лед (в крупинки) – фирн,
а при дальнейшем уплотнении фирн превращается в
настоящий лед – глетчер.

Места на Земле, где всегда холодно — это
полярные области и вершины некоторых гор. Горы
могут находиться и в жарких странах, где круглый
год лето, но если они высокие, то на их вершинах
холодно, и образуются ледники.

Приложение (слайд 4)

Посмотрите на этот рисунок. Какой вывод можно
сделать о понижении температуры с высотой
местности?

Дети делают вывод. Вывод записывают в тетрадь. .
(Слайд 5)

Температура понижается на 6° через каждую
тысячу метров высоты.

(Слайд 6 – копия слайда 4)

Учитель: В этом примере на какой
высоте снег не будет таять? (4000 метров.)

Эта линия, выше которой снег не тает, называется
снеговой границей.

Учитель прикрепляет к настенной карте
полушарий на разных широтах (от экватора до
полюсов) 4 рисунка. (Слайд 7)

Посмотрите, на какой высоте находится снеговая
граница в горах, имеющих одинаковую высоту, но
расположенных на разных широтах. Сравните высоты
снеговой границы. Какой вывод можно сделать?

(Дети говорят, что чем ближе к экватору, тем
выше снеговая граница, чем ближе к полюсам – тем
ниже, в полярных областях- на уровне океана.)

Учитель говорит о 2-х видах ледников. Дети
заносят в тетради схему.

(Слайд 8)

Горные ледники очень разнообразны по размерам
и форме: одни из них как шапки покрывают горные
вершины, другие образовались на склонах в
углублениях, третьи разместились в долинах между
хребтами.

(Слайды 9, 10)

Место, где лед образуется, накапливается –
область питания (слайд 11). Ледник под
действием собственной тяжести движется вниз,
течет, как река, со скоростью 20–80 м в сутки. По
мере движения разрушает горы, обломки горных
пород падают на края ледника, и он несет их на
себе. Ниже снеговой границы лед тает, обломочный
материал здесь скапливается в виде
нагромождений. Эти ледниковые отложения
называются конечной мореной.

Приложение (слайд 12)

В длину ледник может быть в несколько десятков
километров. В нашей стране самый длинный ледник
находится в горах Кавказа (Безенги) – 17,6 км.

(Слайд 13)

Вы уже знаете, что в горных ледниках находятся
истоки многих рек.

(Слайд 14)

Горные ледники занимают лишь 1,5% ледниковой
территории мира, а 98,5% приходится на покровные
ледники. Они покрывают в виде щита или купола
почти весь материк Антарктиду, остров Гренландию
и другие северные острова. То есть они образуются
в полярных областях, где снеговая граница
находится очень низко.

(Слайды 15, 16)

Лед накапливается в средней части ледника
(области питания), и ледник под действием своей
массы тоже движется (только очень медленно),
растекается в стороны.

(Слайд 17) – толщина льда в Антарктиде.

А дальше, на краю ледника, может вот что
произойти (догадайтесь, о чем идет речь):

Обломились горы льда с материка,
Понесла их океанская река,
Изо льда плывет высотный белый дом,
Над водою только крыша и балкон.
На десятки километров он в длину,
Может судно оказаться, как в плену.
Ни пройти, ни обогнуть: в нем нет “ворот”,
И умеет кувыркаться этот лед.
Дом тот тает в теплых водах, потому
Накрениться очень хочется ему.
Капитаны избегают тех широт,
Где в тумане встреча с … ждет. [2]

(Слайды 18–19)

Работа с атласом: выяснить, какими условными
знаками обозначаются горные и покровные ледники
на физических картах.

Учитель: Как вы считаете, какое
значение имеют покровные ледники?

Дети высказывают предположения.

Учитель обобщает ответы:

  • ледники хранят в себе огромные запасы пресной
    воды;
  • эти гигантские холодильники на севере и юге
    Земли оказывают огромное влияние на климат всего
    земного шара.

А сейчас посмотрим фильм “Ледники”. (2-я
проработка материала)

Задание: сравнить содержание фильма с
тем, что уже было сказано на уроке. Обратить
внимание на те моменты, которые еще не были
освещены.

После просмотра фильма дети получают задание:
прочитать текст по учебнику, § 32, стр. 98–100. (3-я
проработка материала)

Проверочная работа в форме теста, который можно
включить в презентацию.

Приложение (слайды 20–22)
или оформить, используя программу MS Office Excel.

1. Где образуются ледники?

а) на реках и озерах;
б) в морях и океанах;
в) на суше.

2. Как быстро образуется ледник?

а) в течение зимы;
б) за много лет.

3. О каком леднике идет речь: снеговая линия
находится на значительной высоте над уровнем
океана.

а) горный;
б) покровный.

4. О каком леднике идет речь: снеговая линия
низко, иногда на уровне океана.

а) горный;
б) покровный.

5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов
или куполов.

а) горный;
б) покровный.

6. О каком леднике идет речь: по форме
разнообразны ( одни похожи на шапку, другие – на
реку)

а) горный;
б) покровный.

7. О каком леднике идет речь: движутся со
скоростью до 80 метров в сутки.

а) горный;
б) покровный.

8. О каком леднике идет речь: движутся очень
медленно.

а) горный;
б) покровный.

9. О каком леднике идет речь: снабжают водой
реки.

а) горный;
б) покровный.

10. О каком леднике идет речь: образуют морену.

а) горный;
б) покровный.

11. Летом у подножья горы температура +10° . Высота
горы 3 км. Образуется ли на этой горе ледник?

а) да;
б) нет.

Ключ для самопроверки: 1-в; 2-б; 3-а; 4-б; 5-б; 6-а; 7-а;
8-б; 9-а; 10-а; 11-а.

Критерии для выставления оценки: 6–7 б – “3”; 8–9
б. – “4”; 10–11 Б. – “5”.

Домашнее задание на выбор:

  • придумать 2 задачи: об образовании и
    необразовании горного ледника;
  • заполнить табличку об отличиях горного и
    покровного ледников.

Чем отличаются горные и покровные ледники ?

Горный ледник Покровный ледник
Размеры
Форма
Высота снеговой линии
Скорость движения
Значение

Рефлексия.

Посмотрите на цели урока:

– кто считает, что материал усвоил, стал
чуть-чуть гляциологом?

– кто может продолжить фразу: “Я усвоил
материал благодаря тому, что…”?

– кто может продолжить фразу: “Я не очень
хорошо усвоил материал, потому что…”?

Литература и пособия:

  1. Атлас по физической географии. М., “ОЛМА – ПРЕСС
    Экслибрис”, 2004 г.
  2. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и
    праздниках. Творческий центр “Сфера”, М., 2004 г.
  3. Учебник географии для 6 класса “Начальный курс
    географии” Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова
    “Дрофа”, М., 2004 г.
  4. В презентации использованы фотографии из
    Интернета: http://images.google.ru/

Следующий: