Урок географии в 6-м классе по теме Горы суши

Цель

– сформировать знания о горах как форме
земной поверхности.

Задачи

:

а) сформировать знания:

  • о различиях гор по высоте,
  • об изменениях гор во времени под влиянием
    внешних и внутренних сил,
  • о значении гор для человека,

б) развивать практические умения работать с
физической картой, шкалой высот; научить
обозначать горы на контурной карте;

в) развивать коммуникативные навыки: умение
высказывать свое мнение, делать тактичные
замечания, задавать вопросы товарищу;

  • развивать географическую культуру учащихся;
  • развивать пользовательские навыки работы на
    компьютере: умение использовать средства
    навигации электронного учебника.

Оборудовани

е:

  • географический атлас 6 класса (у каждого
    ученика),
  • физическая карта России,
  • физическая карта мира,
  • контурная карта и опорный конспект (у каждого
    ученика),
  • электронный учебник “Начальный курс географии
    6 класс”1С – Образовательная коллекция,
    рекомендован Министерством образования РФ,
  • презентация урока в POWER POINT,
  • песня В.Высоцкого “В суету городов…”

Ход урока

1. Проверка домашнего задания, актуализация
знаний.

Опять сегодня с нами литосфера – каменная
оболочка Земли. Много тайн и загадок хранит она.
Некоторые нам уже известны. (слайд 1)

Вопрос:

- Что в теме “Литосфера вам особенно
запомнилось и понравилось?

(беседа)

1) Очень много мы узнали на прошлом уроке, когда
изучали равнины суши. Вспомним о них по плану: (слайд 2)

  1. Что такое равнина?
  2. Какие различают равнины по высоте?
  3. Под влиянием каких факторов изменяются равнины?
  4. Значение равнин.

(фронтальная беседа по плану)

-Приведите примеры крупнейших равнин Земли. (учащиеся
показывают равнины на карте)

2) А теперь узнаем, насколько успешно вы
работаете самостоятельно.

Задание:

вставьте в текст пропущенные
слова
.

(Индивидуальная работа на опорных конспектах,
задание №1)

3) Взаимопроверка и выставление оценок.
Учащиеся меняются с соседом по парте конспектами
с выполненными заданиями, проверяют работу и
выставляют карандашом оценку. После этого с
правильные ответы появляются на экране
(слайды 3-7).Так учащиеся учатся
оценивать свою работу и работу партнера.

Одно из пропущенных слов – “горы”, понятие
изучается на этом уроке. Т.О. осуществляется
переход к новой теме.

2. Изучение нового материала.

Вы правильно отметили, что главной формой
рельефа Земли наравне с равнинами являются горы.
“Горы суши” — тема сегодняшнего урока (слайд
8).Учащиеся записывают тему в тетрадь.

1) Цели и задачи сегодняшнего урока — … (слайд 9)

2) Совершим маленькое заочное путешествие по
горам.

(Создание образа гор с помощью слайд-шоу (10-25) и
музыки – звучит песня В.Высоцкого “В суету
городов…”)

3) Каждую форму рельефа мы изучаем по плану.

Вопрос:

- Сравните планы изучения гор и равнин. (слайд 26)

(они одинаковы)

3). Задание:

Откройте страницу электронного учебника и
ответьте на вопросы:

Что такое гора? Какие элементы гор выделяют? (слайд 27)

(Самостоятельная работа с электронным
учебником и опорным конспектом). После
выполнения задания текст из учебника появляется
на экране, беседа:

- С чем вы можете сравнить гору? (холм, вулкан)

- В чем отличие горы от холма? Вулкана?

4) Задание: рассмотрите рисунок на экране,
выслушайте информацию о различии гор по высоте и
заполните схему в конспекте.

(рассказ учителя по рисунку из электронного
учебника – он появляется постепенно – и
заполнение учащимися схемы в опорном конспекте)


(слайд 28)

Задание:

С помощью атласа приведите примеры гор, разных
по высоте. Объясните свой выбор.

(фронтальная работа с атласом и настенной
картой мира и России)

5) Давайте обозначим некоторые горы на
контурной карте.

Практическая работа на контурной карте:

инструктаж:

— работаем коричневым карандашом;

- линию на карте проводим вдоль направления
главного хребта;

- надписи делаем ручкой.

(учитель показывает на доске порядок
выполнения работы)

6. Вы знаете, что горы – очень подвижные объекты
нашей планеты. Они постоянно растут под влиянием
внутренних сил. Предлагаю решить задачу. (слайд 29)

(Решение задачи в опорном конспекте:

Кавказские
горы начали подниматься около 15млн. лет назад.
Рассчитайте, какова должна быть высота гор при
скорости поднятия 1 мм в год.
Ответ – высота
Кавказа должна составлять 15 км).

Гор такой высоты на Земле вообще нет, а самая
высокая точка Кавказа – гора Эльбрус имеет
высоту 5642 м.

- Чем это можно объяснить?

Учащиеся высказывают разные предположения,
затем вместе с учителем делают вывод:

горы изменяются под воздействием внешних и
внутренних сил.

Академик В.А.Обручев так описывал этот процесс: (Слайд 30)

“Задача разрушительных сил – полное
разрушение гор. Снести все эти зубчатые гребни,
крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до
основания – вот к чему стремятся эти силы.… И
рано или поздно… разрушители выполняют свою
задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли”.

7) Горы красивые.

- Какое еще значение, кроме эстетического, имеют
горы? (слайд 31)

Прочитайте текст учебника на странице 56, пункт 5
и ответьте на этот вопрос:

(самостоятельная работа с учебником стр.56, п.5,
фронтальная беседа)

8) – Ребята, вам нравятся горы? А ведь у нас в
классе есть путешественники, которые уже
побывали в горах!

(очень короткие выступления детей с
использованием их фотографий, выведенных на
экран, слайды 32-34)

3. Подведение итогов.

Мы много узнали сегодня о горах. Обобщим
информацию по плану (выступления учащихся с
места)

Спасибо за работу! (выставление оценок)

4. Домашнее задание. (слайд 35)

Подготовить характеристику гор по плану с
помощью §20; ответить на вопрос 9 и вопрос 4 (по
желанию).

Приложение

Но оказывается, горы есть не только на суше, но и
на дне океанов, и там они еще более красивые и
загадочные. Их изучать мы будем на следующем
уроке.

Следующий: