Урок географии в 6-м классе по теме Географические координаты


Цели урока:

  • развивать умения определять географические координаты;
  • формировать умения комплексного использования физической и политической карт;
  • углублять знания о географических координатах и понятиях: «меридиан», «параллель», «экватор», «нулевой меридиан», «широта», «долгота» и др., познакомить учащихся с новыми географическими объектами, расширить их кругозор.

Тип урока: урок-обобщение.

Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, атласы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

  • Что такое географическая широта, как она определяется?
  • Что такое географическая долгота, как она определяется?
  • Как определить географические координаты?

3. Игра на повторение «Служба спасения»

Класс делится на команды из трех человек ( дома по учебнику и дополнительным источникам информации они должны были познакомиться с различными стихийными бедствиями, особенностями их возникновения и действиями людей при их возникновении, районами распространения).

Учитель готовит карточки, на которых указаны координаты места предполагаемого стихийного бедствия:

  1. 0º ш. и 30º з.д.
  2. 30º ю.ш. и 140º в.д.
  3. 35º с.ш. и 135º в.д.
  4. 10º с.ш. и 125º в.д.
  5. 80º с.ш. и 120º в.д.
  6. 45º с.ш. и 75º в.д.
  7. 30º с.ш. и 0º д.
  8. 60º с.ш. и 75º в.д.
  9. 60º с.ш. и 59º в.д.
  10. 40º с.ш. и 120º з.д.

Перед началом урока учитель выписывает перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей» в ходе игры, на доске:

  1. шторм на море;
  2. лесной пожар;
  3. цунами;
  4. вмерзание судна в лед;
  5. снежная лавина;
  6. песчаная буря;
  7. увязание в болоте;
  8. потеря ориентации в пещере;
  9. оползень;
  10. извержение вулкана.

Ход игры

Учитель говорит о том, что класс превращается в диспетчерский пункт планетарной службы спасения.

В диспетчерский пункт поступают сообщения от попавших в опасные ситуации и терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении содержатся лишь координаты места, в котором сложилась чрезвычайная ситуация, произошло стихийное бедствие.

Представители команд получают от учителя карточки с координатами. Команда должна определить район, в котором находятся терпящие бедствие. Далее команда должна предположить, какое именно стихийное бедствие имеет место в данном районе и перечислить средства и приспособления, необходимые для спасения людей, а также способ действия спасателей. За фиксированное время команда излагает свои выводы на листе бумаги и сдает его учителю.



4. Тестовый опрос

  1. Какую широту имеет северный полюс?
    а) 90º с.ш.;
    б) 0º с.ш.
  2. Какую широту имеет экватор?
    а) 90º с.ш.;
    б) 0º с.ш.
  3. Нулевой меридиан проходит через
    а) Париж;
    б) Берлин;
    в) Лондон;
    г) Москву.
  4. Кругосветное путешествие короче:
    а) по экватору;
    б) 10º с.ш.;
    в) 50º с.ш.;
    г) 70º с.ш.
  5. Может ли быть широта 95 с.ш.?
    а) да;
    б) нет.
  6. Может ли быть долгота 183º в.д. ?
    а) да;
    б) нет.
  7. Найдите соответствие: географический объект – географические координаты:
    а) 30º с.ш. 30º в.д. Москва;
    б) 69º ю.ш. 91º з.д. о. Петра 1;
    в) 56º с.ш. 38º в.д. Каир.

5. Самостоятельная практическая работа выполняется по вариантам.

Ученики, пользуясь картами атласа, определяют географические координаты объектов, заносят данные в таблицу, затем наносят их в контурную карту.

Вариант 1

Название географического объекта Географические координаты
 широта  долгота
г. Якутск
влк. Везувий
г. Народная (Урал)
г. Москва
г. Сидней

Вариант 2

Учитель предлагает ученикам по уже имеющимся координатам определить название географического объекта.

Название географического объекта  Географические координаты
 широта  долгота
 0º с.ш.  50º з.д.
 30º с.ш.  32º в.д.
 34º ю.ш.  20º в.д.
 16º ю.ш.  52º в.д.
 34º ю.ш.  19º в.д.

6. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: определить координаты 10 географических объектов, которые мы ещё не определяли.




Следующий: