Урок географии в 6-м классе по теме Движения земной коры



Цели и задачи:

дать представление об основных видахдвижения земной коры и причинах их возникновения; познакомить с новыми понятиями и новыми географическими объектами; продолжать развивать навыки работы с географической картой; познакомить с правилами поведения при землетрясениях; научить формулировать выводы о взаимосвязи строения земной коры и рельефа. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

физические карты полушарий и России, атлас, контурная карта, учебник, таблица шка­лы землетрясений по Рихтеру.

Ход урока

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Как настроение?
Сегодня мы продолжим разговор об одной из оболочек планеты Земля. Кто напомнит, что это за оболочка? ЛИТОСФЕРА
Но прежде стоит вспомнить, что мы уже знаем.

2. Повторение:

Сейчас каждый из вас должен решить, как будете демонстрировать свои знания: в устной или письменной форме.

Задания для письменных работ:

На доске панно с конвертами разного цвета, которые содержат задания разных уровней на «5», «4», «3». Каждый учащийся выбирает задания по силам и способностям.

1 уровень. Оценка «3»

1) Начертить схему «Виды горных пород».
2) приведите примеры магматических горных пород. Как они образуются? Как они используются человеком
3) приведите примеры осадочных горных пород. На какие группы их подразделяют?
4) Как называются горные породы, измененные под воздействием огромного давления и высоких температур? Приведите примеры.
5) Назовите основные группы горных пород по происхождению.

2 уровень. Оценка «4»

1. Назовите три внутренние оболочки земного шара, дайте им краткую характеристику (мощность, состав, состояние вещества).
2) Найдите соответствие между горными породами и происхождением.

1.Каменный уголь 10. Ракушечник
2. Мрамор 11. Известняк
3.Поваренная соль 12. Гипс
4. Пемза 13. Гранит
5. Нефть 14. Габбро
6. Мел 15. Песчаник
7. Гнейс 16. Кварцит
8. Графит 17. Глина
9. Диорит

А. Магматические Б. Осадочные В. Метаморфические

3) Почему необходимо изучать земные глубины?
4) Каково внутреннее строение земного шара?
5) Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?

3 уровень. Оценка «5»

1) Какие породы образовались первично, а какие — вторично: магматические, осадочные или метаморфические? Обоснуйте свою точку зрения.
2) Какая горная порода оказывается «лишней»:
А) известняк, песок, гранит, глина;
Б) гранит, кварцит, базальт;
В) кварц, базальт, полевой шпат, слюда?
3) Зачем нужно изучать строение Земли? Какими способами это можно делать?
4) Чем отличается горная порода от минерала?

Фронтальная работа:

Желающие 2 учащихся. Вам предоставляется возможность побыть какое-то время учеными-исследователями в области геологии. Перед вами образцы горных пород. Ваша задача определить предлагаемую горную породу и дать ей характеристику.

Горные породы: мел, известняк, гранит, торф, каменный уголь, песчаник и др.

Остальные: игра «ЭРУДИТ». Участники выстраиваются в линию. Задача каждого — рассказать о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

Сдаются письменные работы учащихся

3. Изучение нового материала:

Вы каждый день приходите в школу. Кто-то с радостью, кто-то потому, что нельзя не приходить. Но и тех и других объединяет то, что вы получаете новые знания. И наш сегодняшний урок не исключение. Мы находимся в лаборатории открытий.

«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!»

Вы готовы к новым открытиям? Я предлагаю тему для дальнейшего изучения литосферы: «Движения земной коры». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

— Как вы думаете, что мы должны узнать, изучив эту тему?

Целеполагание детей:

Мы стоим перед трудной задачей: выбрать с чего начать.
- Я предлагаю выявить, какие виды движения земной коры бывают.

Земля под ногами всегда была для человека символом твердости, незыблемости. Но иногда даже земная кора приходит в движение.

- Как вы считаете, какова причина этого явления?

Правильно, все дело в движении литосферных плит. При этом может возникнуть грозное природное явление - землетрясение.
Вы еще не забыли, что мы находимся в лаборатории открытий? Давайте попробуем вместе дать определение этому понятию.

Землетрясение — грозное явление природы, представляющее собой подземные удары и колебания поверхности Земли, вызванное, резкими разрывами и смещением горных пород на глубине.
Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется очагом землетрясения (изображение схемы на доске или рисунок в учебнике).

Участок земной поверхности над очагом землетрясения называется эпицентром землетрясения.
От очага колебания распространяются во все стороны, как волны от брошенного камня. Давайте попробуем провести эксперимент — зависимость силы землетрясения от близости к эпицентру. Кто желает провести эксперимент и рассказать нам о полученных результатах?

Эксперимент.

На столе находится емкость с водой и несколько предметов разной величины и тяжести. Задача школьников: выявить, от чего может зависеть сила землетрясения.

Ребята проводят эксперимент. Остальные школьники наблюдают за ходом его выполнения. Делается общий вывод.



В эпицентре регистрируются самые сильные подземные толчки.
Силу землетрясения оценивают по 12-бальной шкале Рихтера, каждый балл характеризует размер и степень землетрясения. Данная таблица имеется у вас на партах. Давайте обратимся к ней для выявления силы и последствий землетрясений. (Приложение1)
Каковы же последствия землетрясений?
Землетрясения вызывают опасные геологические явления — растяжение, проседание грунта, широкие трещины в нем, обвалы, камнепады, оползни, лавины, сели, цунами.
К последствиям, связанным с человеческой деятельностью, можно отнести повреждения и разрушения зданий, пожары, взрывы, выбросы вредных веществ, транспортные аварии. Сильные землетрясения влекут за собой массовую гибель людей. Так, в результате землетрясения в г. Нефтегорске из примерно 2700 жителей погибло 1800 человек.

(Фотографии последствия землетрясений).

Наука о землетрясениях называется сейсмология (греч. «сейсмос» — землетрясение), ученые, занимающиеся изучением землетрясений называют сейсмологами.
Прибор, регистрирующий колебания земной поверхности называется сейсмограф. Люди давно хотели научиться предсказывать землетрясения.
Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китай­ский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.

(демонстрация картины первого сейсмографа Приложение 2)

Современные сейсмографы пред­ставляют собой сложные электрон­ные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа — груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой

(демонстрация картины современного сейсмографа Приложение 3)

Ежегодно на Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них столь незначительны, что остаются незамеченными. Сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются примерно раз в две недели. К счастью, большая их часть происходит на дне океанов. Катастрофические землетрясения происходят примерно раз в 10 лет.
Большинство землетрясений приурочено к определенным районам нашей планеты, которые называются сейсмическими поясами. По берегам Тихого океана расположен Тихоокеанский сейсмический пояс.

(Работа с картами атласа)

С абсолютной точностью предсказать место и время землетрясений пока не удается. Поэтому нужно хорошо знать правила поведения в экстремальной ситуации:

  • Немедленно перейдите в безопасное место в квартире, подальше от окон и тяжелой мебели — станьте в дверном проеме или капитальной стены;
  • Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом;
  • Если вы находитесь в малоэтажном здании, то лучше его покинуть. Выбежав из здания, немедленно отойдите от него на открытое место;
  • Будьте готовы испытать повторные толчки, способные вызвать дополнительные разрушения.

Вдали от сейсмических поясов земная поверхность находится в движении: горизонтальные движения сочетаются с вертикальными. Древние приморские города, расположенные на Скандинавском полуострове сейчас оказались вдалеке от моря.

Как вы считаете, что могло произойти?

Ученые выяснили, что Скандинавский полуостров в настоящее время поднимается примерно на 1 см в год. Некоторые участки земной поверхности, наоборот, опускаются: например, 1/3 территории Нидерландов сейчас находится ниже уровня моря. Если бы не постоянно наращиваемые дамбы, эта часть страны была бы затоплена.
Вблизи моря медленные вертикальные движения земной коры легко обнаруживаются. А как узнать о них вдали от морских берегов? В этом помогает изучение горных пород. Например, в некоторых равнинных районах России в осадочных горных породах можно найти остатки древних морских организмов — моллюсков, кораллов и т.д. значит в этих районах когда-то было море, а потом территория поднялась.

(демонстрация окаменелостей трилобитов, найденных в окрестностях села Сараса).

4. Закрепление:

Ну, а теперь, давайте вернемся к началу урока, где мы ставили перед собой задачи изучения новой темы. Получили ли мы ответы на интересующие нас вопросы?
- Что вы узнали нового? (ответы детей)

5. Домашнее задание:

- Параграф 18 прочитать.
- * сообщение об одном из землетрясений.
- * коллаж «землетрясение»
- * викторина

6. Итог урока:

Рефлексия:

Ребята, я попрошу вас продолжить предложения, начатые мною:

- мне понравилось …
- мне не понравилось …
- мне хотелось бы …

Трудно быть ученым? Я прошу помочь мне еще в одном важном деле — оценить друг друга. Кого бы вы отметили на нашем уроке и какую оценку поставили?

(ответы учащихся)

А если вас заинтересовала тема урока, вы можете взять домой и более подробно познакомиться с дополнительной информацией о землетрясениях.
Все молодцы, спасибо за урок.





Следующий: