Урок географии в 6-м классе. Обобщающее повторение темы Географические модели Земли

Тип урока: обобщающееповторение.

Форма урока: урок-путешествие.

Виды работы: коллективная, работа
с картой, карточками.

Цели и задачи:

  • определить вместе с учащимися значение планов
    местности и географических карт в жизни и
    деятельности людей;
  • проверить понимание и знание учащимися
    основных понятий, связанных с планом и картой;
  • проверить умения учащихся выполнять
    практические задания по плану и карте;
  • развивать интерес к данной теме и предмету в
    целом.

Оборудование: снаряжение для удачного
путешествия: топографическая карта,,
физическая карта, атлас, задания для привала,
оценочные знаки, рисунок горы для восхождения,
цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
линейка, ручка.

Ключевые слова: карта, глобус, план,
топографические знаки, масштаб, горизонтали,
азимут, меридианы и параллели, географическая
широта и долгота, географические координаты,
градусная сеть, относительная и абсолютная
высота, нивелир, ориентироваться.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

а) Проверить всё ли снаряжение есть у
экспедиций;

б) Правила игры

1.Создать заранее две группы, т.е. две
экспедиции, где учащимся отводится роль
путешественников и исследователей, а учителю
роль – начальника обеих экспедиций.
2. Определить количество привалов на пути
восхождения;
3. Если задание экспедицией выполнено, верно, то
восхождение продолжается и экспедиция получает
красный кружок на своём привале;
– если ответ был не полный или встретились
затруднения при ответе, то и труднее будет
восхождение, и экспедиция получит зелёный
кружок;
– если же случится так, что ответ будет совсем
отсутствовать или неверным, то можно упасть в
пропасть, т.е. спуститься придётся на привал,
ниже, и получить серый кружок.

2. Начальник экспедиций

– Ребята, сегодня мы с вами учиться не будем…, а
будем путешествовать и исследовать. Вы будете
выполнять в своей экспедиции роль
путешественников и исследователей, а мне
отводится роль руководителя ваших экспедиций. Я
вас поведу на вершину самой высокой горы
«Эверест» или «Джомолунгма» её высота 8848м.
При восхождении на эту гору вы будете показывать
свои знания и умения по данной теме, а она
называется « Географические модели Земли», мы
все постараемся всё же добраться до вершины, не
падая в пропасть, показав хорошие знания по теме
и получить только отличные оценки.

Да, ребята, нужны ли нам знания о плане и
картах, пригодятся ли они нам в жизни?

– Чтобы подойти к подножью горы Эверест нам
надо написать «географический диктант», по
проверке знаний понятий по данной теме.

3. Географический диктант

Вариант 1.

1. Определить стороны горизонта, значит… (ориентироваться).
2. Неровности поверхности Земли. (Рельеф)
3. Окружности, проведенные через определенное
расстояние параллельно экватору. (Параллели)
4. Широта и долгота любой точки земной
поверхности составляют ее… (географические
координаты).

5. На физических картах рельеф изображается как
горизонталями так и… (послойной окраской).
6. Расстояние между двумя объектами на местности
можно измерить при помощи… (рулетки, метром,
шагами, метромером, дальномером, спидометром)
.

Вариант 2.

1. Угол между С концом стрелки и определяющим
предметом. (Азимут)
2. Линии соединяющие точки с одинаковой
абсолютной высотой. (Горизонтали)
3. Окружность, находящаяся на одинаковом
расстоянии от полюсов. (Экватор)
4. Окружности, проведенные через северный и южный
полюса. (Меридианы)
5. Какой высоте соответствует каждый цвет, видно
из таблицы, помещенной внизу карты. (Шкала
высот)

6. Фото местности, сделанное с помощью самолёта
или вертолёта сверху. (Аэрофотоснимки)

Проверяется и оценивается кружочком (команды
подошли к подножью горы).

– Для того чтобы добраться до первого привала,
нам надо еще поработать над понятиями, только мы
его будем выполнять немножко в другой форме.

Каждая экспедиция получает карточку с
задание, где надо найти соответствие между
понятием и ответом.

4. Задание

Соотнесите термин и определение.

1. Географическая карта
2. План местности
3. Географическая долгота
4. Географическая широта
5. Абсолютная высота
6. Относительная высота
7. Масштаб
1. Превышение высоты точки земной
поверхности над уровнем моря.
2. Величина, которая показывает, во сколько раз
расстояние местности уменьшено на плоскости.
3. Чертеж местности на плоскости в уменьшенном
виде, где местные предметы изображены условными
знаками.
4. Это уменьшенное изображение земной
поверхности на плоскости, географические
объекты изображены условными знаками.
5. Это расстояние к северу и к югу от экватора,
выраженное в градусах.
6. Превышение одной точки земной поверхности над
другой.
7. Это расстояние к западу и к востоку от нулевого
меридиана, выраженное в градусах.

Подведение итогов и выставление оценки
(кружочек).



5. Работа с карточками

Продолжаем восхождение по склону
горы, выполняя следующее задание, чтобы попасть
на следующий привал «Приборы, инструменты и
цифровые данные в теме «Географические модели
Земли».
Надо определить, что за приборы, инструменты и
цифры обозначают на этих рисунках, где они
используются.

Подведение итогов и выставление оценок при
помощи кружков.

6. – Чтобы удачно добраться до
следующего привала, вам надо выполнить очень
сложное задание, а оно выполнится, если мы сейчас
займёмся физминуткой, тогда и трудности нам
будут ни по чём.

Работа с карточками

1. Замените слова в приведённом ниже рассказе
условными знаками.
« От пристани на реке мы пошли по лугу до
деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе
вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный
лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули
на просеку. Идти пришлось долго. Наконец лес
расступился, и мы вышли к озеру, берега
которого местами оказались заболоченными.
Вскоре мы подошли к дому лесника – цели нашего
пути».

2. Прочитайте рассказ.

«Наш путь шел от по и до через . Затем мы двигались вдоль к . К вечеру мы вошли в , прошли 2 км по
и у сделали
привал.

Подведение итогов работы на этом привале.

7. Работа с топографической картой

Вариант 1.

1. В каком направлении, и на каком расстоянии от
железнодорожной станции находится посёлок
Ладогино?

2. Сравни берега р. Мечота. Что вы о них можете
сказать?

Вариант 2.

1. В каком направлении, и на каком расстоянии от
посёлка Добрынино находится родник?

2. Вы идёте вдоль ручья от родника до его
впадения в р. Мечота. Расскажите, что вы увидите
во время этого пути.

Ответы.

Вариант 1.

1. К северо-востоку от железнодорожной станции,
на расстоянии 3,5 см х 100 м = 350 м
2. Правый берег овраг, начинается холм, водяная
мельница, плотина, впадает р. Андога, полевая
дорога подходит к деревянному мосту, который
построен через родниковый ручей и полевая дорога
уходит вправо. Правый берег приподнят; левый
берег – пристань, песчаная касса, обрыв, левый
берег пологий, так как за обрывом идёт луг.

Вариант 2.

1. От п. Добрынина родник находится к
северо-востоку, на расстоянии 6 см х100 м = 600 м.

2. Справа одностоячее дерево, слева холм
высото154,4 м, идём между двумя холмами, во впадине,
справа хвойный лес, а слева – кустарник и луг,
справа кустарник сменяет луг, а луг кустарник.
Доходим до деревянного моста и тут видим р.
Мечота.

Оценивается работа учащихся на данном
привале.

8. Привал на ориентирование. Тесты

– Мы находимся уже на большой высоте, нам всё
кругом видно, поэтому уже можем
сориентироваться, что находится вокруг нас.
– А кто знает наш областной город, как он
называется? Прекрасно, конечно – Волгоград.
Нашли его на карте и отвечаем. Вот задания:

1. Какое море находится на юго-западе от
Волгограда?

А) Балтийское;
Б) Чёрное;
В) Каспийское;
Г) Азовское.

2. Какие горы находятся на северо-востоке от
Волгограда?

А) Кавказ;
Б) Урал;
В) Гималаи.

3. Какая река протекает на западе от нашего
областного центра?

А) Волга;
Б) Печора;
В) Дон.

4. В какой стороне от Волгограда находится
высочайшая вершина мира – гора Джомолунгма?

А) северо-западе;
Б) юго-востоке;
В) западе;
Г) юго-западе.

5. В какой части области находится наш
населённый пункт?

А) западе;
Б) востоке;
В) северо-западе;
Г) юго-востоке.

Получение оценки на данном этапе.

9. – Вот, наконец, у нас остался один
привал на самой вершине горы, и мы не повторили
координаты точек. Давайте этим сейчас и займёмся.

1. Нашли гору Эверест или Джомолунгму и
определили ее координаты. (29 градусов с.ш. и 86
градусов в.д.)

2. Город Волгоград. (49 с.ш. и 44 в.д.)

3. Есть ли материки и если есть, то какие, все
точки которых имеют только:

А) Северную широту;
Б) Южную широту;
В) Западную широту;
Г) Восточную долготу.

Оценка за проделанную работу.

– Неплохо сегодня поработали, благодаря
своим знаниям, вы забрались так высоко, что пора
возвращаться к подножью горы и отдыхать. Но,
чтобы спускаясь не упасть в пропасть, надо найти
ошибки в топографическом плане. И тогда уж точно
– отдых будет приятным.

Топографический план (раздаточный материал)

Ошибки: Ветреная мельница в саду,
среди сада смешанный лес, шоссе и
железнодорожный мост, Железнодорожная станция
на шоссе, железная дорога проходит по пониженной
территории, а колодец стоит вверху, где проходят
дороги и находится озеро это должно быть
понижение рельефа, а где ветреная мельница это
будет холм, анне пониженная часть местности, луг
не может быть на склоне горы и там находится
домик лесника, по оврагу тропинка, болотистая
местность у города.

Получение оценки на этом этапе.

10. Итог урока

– Что было легко, а в чём были затруднения?
– На что надо ещё обратить внимание?

Выставление оценок.

11. Домашнее задание: повторить тему
«Географические модели Земли».




Следующий: