Урок географии в 6-м классе: Мировой океан и его части


Цели и задачи урока:

  • Используя игровую форму закрепить знания о
    мировом круговороте воды и его взаимосвязях в
    природе.
  • Познакомить учащихся с Мировым океаном и его
    основными частями, новыми понятиями и
    терминами и новыми географическими
    объектами.
  • Продолжить формировать умение работать с
    картой.

Оборудование: карта полушарий, атласы,
контурные карты, накопительные жетоны, муляжи
капель.

Приложение 1
презентация к уроку

ХОД УРОКА

Капелька воды жила на свете,
Любознательна была, представьте дети!
Зря капелек похожими считают.
Увы, не многие об этом знают!
Одни все наряжаются на всякий случай,
То в легкий пар, то в снег колючий.
Есть ленивые, им бы все плескаться.
А трудолюбивые. Песок таскать стремятся.
Долгий ли, короткий ли, проходит срок
Так наносят целый островок.
Есть настырные – и днем, и ночью.
Молвят про таких: «Вода и камень точит».
Преступницы коварные встречаются,
Почву в океан снести пытаются.
А наша капля умной стать хотела.
С мамой тучкой к океану полетела.

– Представьте, что вы тоже маленькие
любознательные капельки, а для того, чтобы вам
было легче перевоплотиться, возьмите в руки
эти замечательные капли.
Сегодня на уроке я буду задавать вопросы, и
давайте договоримся, что, если ответ
правильный, то капельку вы держите так …, а если
же «нет», то переверните ее. За каждый
правильный устный ответ вы получите
накопительные жетоны. По количеству жетонов я
выставлю отметку. Надеюсь, что будут одни
пятерки.
Давайте отправимся в путешествие. Цель которого:
узнать, как можно больше о великом Мировом
океане и его частях, а поможет нам в этом
географическая карта. Поднявшись в небо, наша
путешественница удивилась: «Все вокруг такое
голубое».

– Ребята как вы думаете, почему, нашей капле
Земля сверху показалась голубой?
– А каково соотношение пресной и соленой воды на
Земле?
– Почему же пресная вода не иссякает?
– Чем отличается малый круговорот воды в природе
от большого круговорота?
– Что является причиной круговорота воды?

– Молодцы, ребята! А капелька, довольная вашими
ответами полетела дальше.

Шесть океанов есть на планете, согласны ли
вы с этим дети?
(Учащиеся отвечают,
используя свои «капельки»)

– А теперь обратимся к контурной карте, на
которую цифрами нанесем океаны в этом же порядке,
а в условных обозначениях отметим, что 1-4 –
это океаны

1 – Тихий океан
2 – Атлантический океан
3 – Индийский океан
4 – Северный Ледовитый океан

– Плещут волны на просторе, берегов не видно
где? (Море)
– Откроем учебник на странице 93 (Т.П.
Герасимова, Н.П. Неклюкова)
– Что такое море?
– Какие виды морей вы знаете?
– Обозначим на карте цифрами моря и не забудем
сделать отметку в условных обозначениях, что 5–13
– моря.

5 – Балтийское море
6 – Черное море
7 – Средиземное море
8 – Красное море
9 – Берингово море
10 – Аравийское море
11 – Карибское море
12 – Саргассово море
13 – Карское море

– Вдруг наша капля приплыла к морю без берегов.
Вы верите в это? А вам интересно это узнать? (Учащиеся
отвечают «капельками»)

Сообщение о Саргассовом море

Он ведет из моря в море.
Он не широк всего верста.
И в нем как в школьном коридоре.
И шум и звон, и теснота. (Пролив)

– Найдем определение этого термина в учебнике,
а на карту нанесем. 14–17 – проливы.

14 – пролив Дрейка
15 – Магелланов пролив
16 – Гибралтарский пролив
17 – Берингов пролив

Он у моря, как язык.
Он берега лизать привык.
И пляж в часы прилива
Он вылизал на диво. (Залив)

– Кто уже готов показать на карте эти объекты?
18–22 – заливы.

18 – Бенгальский залив
19 – Гвинейский залив
20 – Мексиканский залив
21 – Гудзонов залив
22 – Бискайский залив



– И вот наша капля попала на сушу. Как
называются самые большие участки суши? (Материки)

Давайте их обозначим римскими цифрами I-VI-
материки по убыванию:

I – Евразия
II – Африка
III – Северная Америка
IV – Южная Америка
V – Антарктида
VI – Австралия

– А кто скажет, как называются сравнительно
небольшие участки суши? (Острова).

Рядом, рядом острова,
Не один, да не два,
А десятки, сотни сотен.
Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как ни как
Значит здесь… (Архипелаг)



– А вы можете их показать? 23–28 – острова.

23 – Гренландия
24 – Великобритания
25 – Мадагаскар
26 – Тасмания
27 – Новая Гвинея
28 – Гавайские острова

– А полуострова – это части материков и
островов, вдающихся в океан. Нанесем их на карту
(29–33).

29 – полуостров Лабрадор
30 – Аравийский полуостров
31 – полуостров Индостан
32 – полуостров Индокитай
33 – полуостров Камчатка

Физкультминутка

Что-то шумно стало дети,
Откуда же здесь взялся ветер?

А это – буря, шторм, беда!
Плывем. И нас спасет вода! (все «плывут»)

Облака закрыли путь.
Нужно хорошо подуть! (дети дуют)

К солнышку потянем руки,
И не будет больше скуки! (учащиеся поднимают
руки вверх)

Вот капли успокоились,
И на урок настроились!

Вывод. Итак, какие части Мирового
океан вы, маленькие капельки, сегодня узнали?

Проверочная работа

– А сейчас пришло время проверки ваших знаний,
любознательные капельки. У каждого на столах
лежат подготовленные задания. В таблицу внесите
правильные ответы (см. Приложение
2
).

Взаимопроверка

Поменявшись листами вы проверите работы
друг друга, а критерии оценки следующие
(правильные ответы на доске):

1 вариант

№ вопроса

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Вариант ответа

0 0 0 1 0 2 2

2 вариант

№ вопроса

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Вариант ответа



1 2 2 0 0 0 1

7 заданий – «5»
5,6 заданий – «4»
4 задания – «3»

Домашнее задание

  • Закончить работу с контурной картой (под
    цифрами написать названия)
  • Параграф №24. ответить на вопросы на стр.94
  • Дополнительное задание: в дополнительной
    литературе найти информацию о географических
    названиях частей Мирового океана.

Оценки

Торжественный момент настал
Вот и близится финал
Золото хочу вручить.
Кого пятеркой отличить?

– Активные дети за работу на уроке получают
оценки, а также выявляются соискатели
премии «золотая капля», награждается ребенок,
набравший наибольшее количество жетонов.

Мы с задачей справились?
А тема всем понравилась?
Спасибо за внимание!
Настал конец сказанию!




Следующий: