Урок географии по теме Свойства почв. 8-й класс


Тип урока: изучение нового материала,
комбинированный.

В теме “Почвы и почвенные ресурсы” изучается
вторым, после урока “Почвы и их разнообразие”.

Урок авторский, разработан по материалам
элективного курса “Экологический мониторинг” и
экологической практики.

В учебнике Бариновой И.И. данная тема не
выделена в отдельный урок, но необходимость
данного урока связана с получением учащимися
более глубоких знаний о свойствах почв и в
дальнейшем применении знаний на практике.

Цели урока.

Обучающая

  • Изучение свойств почв.

Развивающая

  • Формирование умений полевых и биоиндикационных
    исследований почв.
  • Развитие знаний приобретенных на уроках
    географии, химии и биологии.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

  • Формирование экологического мышления и
    экологической культуры учащихся.

Оборудование:

образцы почвы на каждую парту,
экспертные карты, список растений, фотографии
растений, таблицы по определению свойств почв,
почвенная вытяжка, стакан, лакмус.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.


2. Актуализация знаний.

Беседа с классом.

- Что такое почва?



- Из чего состоят почвы? (Заполнение схемы)

Как можно доказать, что почва состоит из этих
элементов?



Вы ребята сказали, что почва это плодородный
слой земли. Давайте разберем слово плодородие по
составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство
почв обеспечивать растения необходимыми
условиями для роста и развития. А этими условиями
являются вода, воздух, минеральные и
органические вещества, горные породы. Все эти
элементы влияют на свойства почвы. Приступим к
изучению нового материала.

3. Новый материал.

Сообщение темы урока “

СВОЙСТВА ПОЧВ”.

Сообщение цели урока



: Исследование свойств
почвы с помощью полевых методов и методом
биоиндикации.

Для изучения свойств почв проведем мини-
исследование.

Для работы Вам выданы экспертные карты, которые
вы должны заполнить во время урока. (Приложение
1)


Исследовательская работа

Существует несколько методов позволяющих
получить важную информацию о механических,
химических и физических свойствах почвы, о ее
богатстве и плодородие. К таким методам
исследования относятся полевой и
биоиндикационный. Полевые методы позволяют
быстро, без сложных лабораторных исследований,
получить важную информацию о механическом
составе и физических свойствах почвы, о ее
богатстве и плодородии. Большую помощь в этом
оказывает биоиндикация, так как какие – либо
изменения в среде обитания быстро проявляются в
изменении состава растительных сообществ — в
увеличении участия распространения одних видов
и снижении доли других. К примеру, интенсивное
поступление на поля азота вызывает перемены в
видовом составе сорняков: начинают доминировать
лебеда, марь белая, мокрица, бодяк полевой, вьюнок
полевой.

По структуре выделяют два типа почв:


Структурные

Хорошо
разрыхленные,

комковатые, много пор.

Бесструктурные

уплотненные
или состоят из мелких пылевых частиц,

пор нет

Какие почвы более плодородны и почему?

У вас на парте есть образец почвы,
рассмотрите его, определите тип почвы и занесите
данные в карточку.

Мы с вами знаем, что по составу почвы делят
на:

Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие
(песчаные и супесчаные).

Состав можно определить методом мокрого шнура.
Влажную почву скатывают в шнур.


Вид шнура Состав почвы
не скатывается песчаная
скатывается, но не сворачивается супесчаная
скатывается, сворачивается и
трескается
суглинистая
Скатывается, сворачивается и не
трескается
глинистая

На исследуемом участке почва скатывается в
шнур, но не сворачивается.

Определите состав почвы. Данные занесите в
карточку.

Плодородие.

  1. Что такое плодородие почв (способность
    обеспечивать растения условиями для нормального
    развития).
  2. Важный показатель плодородия – это наличие
    гумуса или перегноя.
  3. Как можно определить плодородие?

Плодородие Растения-индикаторы
Высокое

Среднее

Низкое

Малина, иван-чай, сныть, чистотел
копытень, кислица, валериана.

Майник
двулистный, медуница, дудник, грушанка,
купальница, гравилат речной.

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника,
брусника.

По списку растений (приложение 2, 3)
определите плодородие почв.

Кислотность – одно из характерных свойств
почвы нашей местности. Повышенная кислотность
отрицательно сказывается на росте и развитие
ряда растений. Это происходит из-за появления в
почве вредных для растения веществ, таких как,
растворимый алюминий или избыточный марганец.
Они нарушают белковый обмен, сдерживают процесс
цветения и образования плодов и семян. Реакция
почвы обусловлена соотношением в почвенном
растворе водородных и гидроксильных ионов. Если
в почве преобладают протоны водорода, то реакция
почвы будет кислая, а если – гидроксид ионы –
щелочная. Для растений оптимальным является
нейтральная среда, но некоторые хорошо
развиваются в слабокислой среде, а другие в
слабощелочной. Например, капуста. В кислой среде
растение заболевает килой. Поэтому почву
необходимо нейтрализовать, то есть внести
вещества содержащие гидроксид ион.

Как определить кислотность почвы? Сделать это
можно двумя способами: при помощи индикаторной
бумаги и при помощи растений – индикаторов. В
первом случае готовим почвенную вытяжку и
опускаем в нее лакмус. Как изменится цвет
лакмуса, если реакция кислая, нейтральная,
щелочная?

Демонстрация опыта с почвенной вытяжкой.

Во втором случае рассматриваем растения,
произрастающие на данной почве. Существует три
группы растений: ацидофилы, базофилы, нейтрофилы.


ГРУППА БИО-ИНДИКАТОР РН ПОЧВЫ
1.1. Ацидофилы Сфагнум, подбел, кошачьи лапки,
хвощ полевой, щавелек малый
3,0-4,5
Сильно-кислая
1.2 Ацидофилы Черника, брусника, калужница
болотная, лютик ядовитый, вейник наземный
4,5-6,0
Кислая
1.3. Ацидофилы Папоротник м., колокольчик
широколиственный, малина,
6,0-6,7
Слабо-кислая
2. Нейтррофилы Лисохвост луговой, клевер
гибридный, мятлик луговой.
6,7-7,3
Нейтральная
3.1. Базофилы Мать-и-мачеха, осока мохнатая,
лядвенец рогатый, гусиные лапки
7,3-7,8
Слабо-щелочная
3.2. Базофилы Бузина сибирская, вяз шершавый,
бересклет бородавчатый.
7,8-9.0
Щелочная

Определите по списку растений кислотность
почвы.

Водный режим.

Влажность определяется на ощупь и при помощи
растений.

На ощупь: если руки, после того как подержали
почву в руках, сухие и легко отряхаются, то почва
сухая; если руки стали грязными, то почва
достаточно обеспечена влагой; если при сжимании
из комка вытекает вода, то влага находится в
избытке.


Группа растений Влажность почвы Растения — индикаторы
гигрофиты влажные, заболоченные почвы багульник, камыш, мята перечная,
голубика
мезофиты достаточно обеспеченные влагой тимофеевка луговая, пырей, ежа
сборная, клевер луговой, мышиный горошек
ксерофиты сухие почвы кошачья лапка, очиток, ковыль,
лишайники.

Определите влажность почвы, результаты
занесите в карточку.

Глубина залегания грунтовых вод.

Установление глубины имеет значение для
уточнения свойств почвы и выработки
рекомендаций по их мелиорации. Многие растения
плохо развиваются, если уровень грунтовых вод
имеет небольшую глубину.


Индикаторная группа Глубина грунтовых вод
Костер безостый, клевер луговой,
подорожник большой, пырей ползучий
Более 150 см
Полевица белая, овсяница
луговая, горошек мышиный, чина луговая
100-150 см
Таволга вязолистная,
канареечник
50-100 см
Осока лисья, осока острая, вейник
Лангсдорфа
10-50 см
Осока дернистая, осока
пузырчатая
0-10 см

Определите глубину залегания вод по списку
растений, который у вас есть.

Итак, ребята, мы изучили основные свойства почв
и при помощи метода биоиндикации определили
свойства почв на исследуемом участке.

Какие результаты у вас получились?

Сделайте вывод по свойствам почв.

4. Закрепление.

Сегодня на уроке мы изучили свойства почв и
методы их изучения. А где эти знания вам могут
пригодиться?

Ответьте на вопросы теста.

Тест

1. Определить какая почва, если из шнура
образуется кольцо, но трескает.

А) суглинистая;

Б) песчаная;

В) супесчаная.

2. На кислой почве произрастают?

А) базофилы;

Б) ацидофилы;

В) нейтрофилы.

3. Как уменьшить кислотность почвы. внести
минеральные удобрения?

А) внести торф;

Б) известкование;

В) мелиорация.

4. Какая почва плодороднее?

А) структурная;

Б) бесструктурная.

5. Каково плодородие почвы, если на ней
произрастают лишайники и мхи?

А) высокое;

Б) среднее;

В) низкое.

6. Ксерофиты это:

А) обитатели сухих мест;

Б) заболоченных мест;

В) увлажненных мест.

Проверка: 1-Б, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-В, 6-А.

За каждый правильный ответ начисляется балл, по
числу баллов выставляется оценка.

5. Домашнее задание.

Составить рекомендации по улучшению свойств
почвы.




Следующий: