Урок географии по теме Средняя и Северо-Восточная Сибирь. 8-й класс

Цель урока: изучить особенности состава, географического положения и
природных компонентов. Сформировать представление о суровости природы Восточной
Сибири. Воспитание чувства ответственности за коллективную работу.

Оборудование: Карты России: физическая, климатическая, тектоническая,
презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. Рефлексия цветом.
  2. Изучение новой темы – 10–12 минут (презентация).
  3. Источники знаний: учебник стр. 229-235, атласы, географические карты.

Работа в группах:

“Географическое положение”.

1. В какой части России расположен природный район “Восточная Сибирь”?

2. Какие составные части выделяют в Восточной Сибири?

3. Установить границы района, какие из них проходят по природным объектам?

4. Определите протяженность с севера на юг по 110* меридиану?

5. Определите протяженность с запада на восток по северному полярному кругу?

6. Определить площадь района.

7. Показать на карте Восточную Сибирь и ее границы.

“Рельеф”.

1. Определите главные формы рельефа в Восточной Сибири: хребты, равнины,
низменности и их высоту?

2. Почему рельеф разнообразен?

3. По геологической карте определите, отложения, какого возраста выходят на
поверхность на Среднесибирском плоскогорье и наиболее широко распространены в
Северо-Восточной Сибири?

4. Где фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность?

5. Что такое Трапп?

6. Показать на карте формы рельефа.

“Климат”.

1. В каких климатических поясах расположена Восточная Сибирь?

2. Какие факторы сформировали резко-континентальный климат?

3. Определите по климатической карте средние температуры января и июля,
годовое количество осадков на полуострове Таймыр, в Якутии, на юге Иркутской
области?

4. В каком направлении изменяются эти показатели. Почему?

5. Почему “ полюс холода” расположен в поселках Верхоянск и Оймякон? Показать
их на карте.

“Поверхносные воды”.

1. Какие крупные реки и озера расположены в Восточной Сибири?

2. Назовите несколько характерных особенностей рек Восточной Сибири.

3. Почему в районе широко распространена многолетняя мерзлота?

4. Какие своеобразные формы рельефа связаны с многолетней мерзлотой?

(Булгунняхи – ледяные бугры, тарыны – наледи, отуряхи – травяные реки,
термокарстовые озера.)

5. Показать на карте основные реки и озера.

“Природные зоны”

1. Какие природные зоны протянулись по Восточной Сибири?

2. Какие типы лесов и на каких почвах представлены в таежной зоне?

3. Как приспособились растения и животные к суровости климата?

4. Как проявляется высотная поясность в горах Восточной Сибири?

Физкультминутка.

Отчет группы2–4 минуты. (20 мин.) Параллельно показывается
презентация.

Выступление групп оценивает класс. Оценки каждому ученику выставляет группа в
листке состава команды.

Главные черты природы ученики записывают в тетрадь.

Домашнее задание: на контурные карты нанести границы Средней и
Северо-Восточной Сибири, рельеф, реки, Верхоянск и Оймякон.

Творческое задание: презентации о п-ве Таймыр, р. Лене, плато Путорана,
Якутии.

Рефлексия.

Следующий: