Урок географии по теме Сравнительная характеристика экономических районов Сибири. 9-й класс

Название работы:

конспект урока с
использованием презентации.

Предмет:

география.

Класс:

9.

Тема урока:

Сравнительная характеристика
экономических районов Сибири.

Тип урока

: урок изучения нового материала.

Продолжительность:

40 минут.

Форма организации урока

: работа в группах.

Используемые технологии:


личностно-ориентированная, модульная,
информационная.

Цель урока

: дать сравнительную
экономико-географическую характеристику
Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского
районов по типовому плану. Ознакомиться с
особенностями экономического развития районов
Сибири.

Оборудование:

политико-административная
карта России, атласы по географии 9 класса,
мультимедийный проектор, ноутбук, экран. Презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель.

В состав Восточной экономической
зоны входит два региона: Сибирь и Дальний Восток.
В состав Сибири входят два экономических района
Западная Сибирь и Восточная Сибирь. На уроке
познакомимся с экономическим регионом Сибирь,
сравнив два района, то есть выделим общие черты и
различия между территориями. Тема урока
“Сравнительная характеристика экономических
районов Сибири” (слайд № 2).

Ребята, вам предстоит работа в группах. Каждая
группа получает своё задание и выполняет его в
течение 8-10 минут. И по истечении времени один
человек от группы отчитывается перед классом. На
основе этих сообщений все учащиеся класса
заполнят таблицу в тетради “Сравнительная
характеристика экономических районов Сибири”.
Эта работа поможет вам выполнить тест в конце
урока.

Учащиеся

перечерчивают таблицу, оставляя
место между пунктами плана. Приложение
1.

Распечатки с заданиями распределены во время
перемены, до начала урока. Практическая работа
проводится в группах (4-5 человек) по карточкам
[2,с.257-258]. Если учащиеся испытывают затруднения
при выполнении работы, можно заранее подготовить
и назначить в каждую группу помощников из числа
одноклассников, воспользоваться подробным
планом экономико-географической характеристики
региона. Приложение 2.

Группа № 1

Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа,
описать состав территорий Западной и Восточной
Сибири, сравнить экономико-географическое
положение районов.

Группа № 2

Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа,
сравнить обеспеченность трудовыми ресурсами
Западной и Восточной Сибири.

Группа № 3

Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа,
сравнить и оценить природные условия и ресурсы
Западной и Восточной Сибири.

Группа № 4

Задание. Используя § 4;59-62 [1], карты атласа,
составить историческую справку о заселении
территории Западной и Восточной Сибири. Приложение 3.



Группа № 5

Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа,
сравнить специализацию хозяйства Западной и
Восточной Сибири.

Группа № 6

Задание. Используя § 59-62 [1], карты атласа,
выделить крупные ТПК (подрайоны) Западной и
Восточной Сибири, определить их специализацию.

Учитель.

Ребята, время на выполнение работы
истекло. Приготовьте свои таблицы в тетради для
записей. При ответе используйте географические
карты и текстовую информацию на слайдах
презентации.

Учитель

сопровождает выступление ребят
показом презентации: для первой группы слайды № 3
и № 4; для второй группы — № 5; для третьей группы
— № 6 и № 7; для четвёртой группы — № 8; для пятой
группы — № 9 и № 10; для шестой — № 11 и № 12.

III. Итог по теме урока.


Учитель.

Спасибо всем за проделанную работу.
А теперь, ещё раз вспомним особенности
Сибирского региона (слайд № 13).

По желанию учащиеся могут дополнить перечень.


IV. Закрепление.

Учитель.

Для первичного закрепления
полученных знаний и проверки степени усвоения
материала, выполните тест из 12 вопросов ответы
кратко запишите в тетрадь. Используйте
заполненную на уроке таблицу. На работу
отводится 8-10 мин. Приложение 4.

Учитель может варьировать количество вопросов
в зависимости от степени подготовленности
класса, количества времени.

Учитель.

Теперь проверьте свои работы (слайд
№ 14). Отметьте на полях неверные ответы знаком
“V”.

Поставьте оценку по предложенным критериям
(слайд № 15).


V. Выставление оценок за урок.

Оценить можно как ответы выступающих, так и
работу группы в целом.


VI. Домашнее задание.

Используя § 59-62 [1], выписать в таблицу проблемы и
перспективы развития Сибири. Если задание
“Проверь себя”, вызвало затруднение: § 59-62 [1] ,
составить тест по теме урока из 8 вопросов.

Список использованных источников

  1. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население
    и хозяйство [Текст]: 9 класс: учебник для
    общеобразовательных учебных заведений – М.:
    Дрофа,2001.-384с.
  2. Жижина Е.А.Поурочные разработки по географии
    население и хозяйство России [Текст]: 9 класс-М.:
    “Вако”,2005,288с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Ресурсы Internet:



Следующий: