Урок географии по теме Россия на карте часовых поясов. 8-й класс


Формы проведения урока:

  • повторение терминологии;
  • практическая работа по определению разницы в поясном и местном времени
    на территории России;
  • показ на компьютере презентации «Россия на карте часовых поясов» в
    программе PowerPoint.

Тип урока: повторение, обобщение теоретического материала, закрепления
метода решения задач на определение поясного и местного времени на территории
России

Учебно-наглядный комплекс:

  • компьютерная презентация «Россия на карте часовых поясов»;
  • географические атласы 8 класс;
  • учебник «География России 8 класс»;
  • глобус, физическая карта России;
  • элементы технологии критического мышления;
  • запись голоса диктора.

Приложение – презентация PowerPoint.rar (находится у автора).

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания, решение задач.

Закрепление материала, с использованием приемов технологии критического
мышления.

Тема: «Россия на карте часовых поясов».

Повторение пройденного материала.

- Ответьте на вопросы и покажите на карте. (Слайд 1)

- Для определения темы урока, разгадайте, пожалуйста, анаграмму. (Слайд 2)

Тема, цель, задачи. (Слайды 3-4)

(Слайд 5) На экране карта России с выделенными городами – Москвой, Екатеринбургом,
Якутском, Петропавловском-Камчатским.

(Приложение – звуковое сопровождение)

Звучит голос диктора: «Говорит Москва. Московское время 15 часов. В
Екатеринбурге – 17 часов, в Якутске – 21 час, в Петропавловске-Камчатском –
полночь».

Вопрос: Почему на территории России в один и тот же
час часы показывают разное время?

Ответ: Это связано с особенностями географического положения России.

- А именно, с большой протяженностью ее территории с запада на восток.

- На сегодняшнем уроке нам предстоит выяснить, почему в России существует
разница во времени.

Основная часть.

Стадия вызов. Игра «Верю – не верю». (Приложение 1)

Цель: вызвать интерес к
изучению темы «Россия на карте часовых поясов», создать положительную мотивацию
самостоятельной работы на уроке.

(Слайд 6)

- Отложите карточки на край парты. Позже вы к ним вернетесь. А сейчас повторим терминологию.
(Слайды 7-11)

На глобусе показывается вращение Земли вокруг своей оси. Запомните!
Земля совершает оборот вокруг своей оси за 24 часа.
360 : 24 = 15°
За 1 час Земля поворачивается на 15°,
на 30 градусов – 2 часа,
на 1 градус – за 4 минуты.

- То есть местное время будет отличаться на 4 минуты.

- Но пользоваться местным временем на территории страны неудобно.
Может возникнуть путаница.

Поясное время.

- Открыть учебники на стр. 40 (карта). Для удобства астрономы разработали
систему поясного времени. Вся поверхность Земли разделена на 24 пояса, разница
между которыми 15°
долготы или 1 час времени. (Стр. 40, рис. 13.)
В пределах пояса условились считать время по тому меридиану, который лежит
посередине.

Поясное время – это время в границах одного часового пояса.

Была создана карта часовых поясов мира и разных стран.

- Обратите внимание, что границы часовых поясов не проходят строго по
меридианам.

Во избежание путаницы со временем, при проведении границ часовых поясов
учитывают административное деление страны, чтобы та или иная административная
единица находилась в одном часовом поясе.

Вопрос: Как вы думаете, откуда начинаются новые сутки?

Началом новых суток условно считают от 12 часового пояса. Через его середину
проходит меридиан 180°. Он и считается линией перемены дат,
он указывает так же переход из Восточного полушария в Западное.

Вопрос: Посчитайте по карте, в скольких часовых поясах лежит Россия?

- Россия лежит в 11 часовых поясах. Для удобства 12 и 11 часовые пояса соединили.

Решение задач. (Слайд 12, слайды 13-14 – терминология)

- Люди стараются как можно полно использовать светлое время суток. Поэтому в
1930 году стрелки часов перевели на 1 час вперед. Это было сделано в
соответствии с Декретом Совета Народных Комиссаров в 1930 года. Это время
получило название декретного времени.

Летнее время.

- В марте 1991 года декретное время было упразднено. Так как во всем мире
пользуются летним временем. Россия перешла на систему летне-зимнего времени. (Слайд 15)

Физкультурная минутка (для глаз).

- Сядьте прямо, голова неподвижна, следите только глазами за указкой.

Решение задач на определение поясного времени (объяснение).

Задача. Мы вылетаем из аэропорта г. Магадан по московскому времени в 10.00ч.
Во сколько мы должны прибыть в аэропорт по местному времени, если регистрация
рейса начинается за 2 часа до вылета? (В 16 часов по местному времени.)

Практическая работа (закрепление).



(Слайды 16-19, слайд 20 – домашнее задание)

Итоги урока.

Выставление оценок за работу на уроке.



(Приложение 2)

Приемы работы (у учащихся на партах).



Для определения местного времени необходимо:

  1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно.
  2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти.
  3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами.
  4. Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести
    в часы и минуты.
  5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время
    которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам
    известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу – то вычитается.

(Слайд 21)

Рефлексия. (Приложение 3)

- Всем до свидания, спасибо за урок.




Следующий: