Урок географии по теме Реки. 6-й класс

Цель урока: сформировать знания о реках
земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями,
    терминами, определениями.
  • Начать формирование у учащихся представления о
    реках.
  • Продолжить формирование умения работать с
    географической картой.
  • Продолжить формирование умения составлять
    описание географического объекта – реки.
  • Формирование способности опознавать,
    анализировать, сопоставлять явления и факты,
    работать с текстом.

Оборудование:

  • экран,
  • мультимедиа,
  • физическая карта мира,
  • карта Российской Федерации.

Ход урока

1. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Ребята! Перед вами лежат маршрутные листы,
которые помогут вам сегодня в изучении новой
темы. По ходу урока вы их будете заполнять.

Введение:

Определение с учащимися темы, задач и плана
урока

Загадка

Течет, течет — не вытечет;
Бежит, бежит — не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река.)

Тема сегодняшнего урока “Реки”.

Давайте, определим, что именно мы должны узнать
сегодня на уроке.

(Ученики предлагают сначала самостоятельно, а
затем с помощью учебника.)

Итак, основные задачи

нашего сегодняшнего
урока знакомство с новыми терминами и
определениями, так же мы продолжим работу с
атласом и контурными картами, научимся давать
описание реки, как географического объекта.

3. Изучение нового:

Рассказ учителя.

Сколько их на нашей планете, больших и малых?
Очень много. Они словно голубой сеткой покрывают
Землю.

  • Самая длинная река мира — Нил (Африка).
  • Самая полноводная в мире — Амазонка (Ю. Америка).
  • Самая длинная у нас в стране — Обь с Иртышем.
  • Самая полноводная в нашей стране — Енисей

Далеко не все реки нанесены на карты. Между тем
человек, как правило, селился по их берегам, с
ними была связана его жизнь во всех проявлениях -
они его кормили, поили, были объектом духовного
освоения. Реки обожествлялись, им поклонялись,
приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них
складывали стихи и легенды.

Случалось реки наказывали. Да, да,
наказывали. По территории современного Ирака
протекала когда-то река Диала. В одном из
походов персидского царя Кира II в ней утонул
царский конь, и повелитель, разгневавшись,
приказал… казнить реку. Было вырыто триста
шестьдесят каналов — и Диалы не стало.

Итак, что же такое река?

(Ученики дают определение вместе с учителем)

Презентация.

РЕКА — поток воды, текущий в природном
углублении. Это углубление называется РУСЛОМ
РЕКИ
. (Слайд)

Обычно русло находится на дне более широкого
понижения в рельефе, называемого РЕЧНОЙ
ДОЛИНОЙ
. (Слайд).

Как правило, реки текут постоянно, но
встречаются и временно пересыхающие.

Такие реки называются ВАДИ. (Слайд)

…Вдоль побережья Красного моря тянется
полоса земли, пересеченная многочисленными
долинами с крутыми склонами. По этим долинам
проходят караванные пути, связывающие Египет с
приморьем. Есть у долин и другая “обязанность”—
они служат естественным укрытием для людей от
песчаных и пыльных бурь. Положение резко
меняется, когда в этих местах разражается ливень.
Случается здесь это очень редко, но все-таки
бывает. И тогда долины превращаются в бурные реки
вади, живущие несколько часов. Беда, если вади
прихватит караван. Такие реки на карте
указываются пунктирной линией голубого или
коричневого цвета.

Каждая река и даже ручеёк имеет ИСТОК и УСТЬЕ.
(Слайд)

Исток-

начало реки. Истоки бывают разные.

Исток может находиться на возвышенности, как у
р. Волга.

Для одних рек озеро — это конечный пункт, для
других, наоборот, начало. Из озер, например,
вытекают Нева и Ангара

Одна из величайших рек Азии Инд стекает с
Тибетского нагорья. Здесь есть ущелья, глубина
которых измеряется несколькими километрами.

Как бы река не начиналась, но если у неё есть
притоки, то вниз по течению она становится шире и
полноводнее. Только в реках, начинающихся в горах
и текущих по пустыне, количество воды
уменьшается, а иногда они “теряются” в песках.
(Показать на карте)

Место, где река впадает в другую реку, озеро или
в море, называется УСТЬЕМ реки. (Слайд)

А слыхали ли вы о реках без устья?

Есть,
оказывается, и такие. В вечных снегах
Памиро-Алтая берет начало большая
среднеазиатская река Зеравшан. Вырвавшись из
гор, она затем растекается по многочисленным
каналам и арыкам и отдает им свою воду, хотя ее
истинно географическое “предназначение”— быть
притоком Амударьи. Но до нее Зеравшан не
доходит.

Большинство же рек впадают в моря, океаны,
заливы, озера и другие реки.



(Привести пример у карты)

Реки, впадающие в другие реки, называются ПРИТОКИ.
Они могут быть ЛЕВЫЕ и ПРАВЫЕ.

ВОПРОС:

Как определить, где левые и правые
притоки?

(Привести пример у карты)

Главная река со всеми притоками образует РЕЧНУЮ
СИСТЕМУ
.

(Слайд)

ВОПРОС:

Сравните речную систему рек
Амазонка и Нил.

Местность, с которой река собирает
поверхностные и подземные воды называется БАССЕЙНОМ
РЕКИ
. Каждая река обязательно имеет бассейн.
Самый большой речной бассейн у Амазонки. Его
площадь равна площади Австралии — 7 млн. км2.
Амазонка собирает воду с Амазонской низменности
- это ее бассейн.

ВОПРОС:

Что является бассейном реки Волги?
Оби
? (Восточно-Европейская равнина,
Западно-сибирская равнина).

(Дети работают с картой)

Граница между бассейном рек называется ВОДОРАЗДЕЛОМ.
По одну сторону водораздела реки текут в один
бассейн, по другую — в другой. В природе это, как
правило, возвышенные территории или горы.
Водоразделом являются, например. Уральские горы.

ВОПРОС:

Бассейны, каких рек они разделяют?

(Оби и Волги, Оби и других рек, текущих в
Северный Ледовитый океан).

По характеру течения реки могут быть ГОРНЫМИ
и РАВНИННЫМИ.

РАВНИННЫЕ РЕКИ

текут спокойно, в широких
долинах. (Слайд)

Не обладая силой, достаточной для того, чтобы
прокладывать себе прямой путь, равнинная река
обходит препятствия и вырабатывает широкую
долину, по дну которой извивается её русло. При
достаточной глубине равнинные реки удобны для
судоходства.

В высоких горах, среди вечных льдов, рождаются
бурные ГОРНЫЕ РЕКИ. (Слайд)

Они стремительно скатываются вниз, прорезая
даже самые крепкие породы. Обычно русла горных
рек — глубокие скалистые ущелья. Дно их
заполнено большими и мелкими
камнями — обломками горных пород. Массы
песка, глины, валунов выносит вода со склонов.

Чем выше место рождения горной реки, тем с
большей силой проявляется ее разрушительная
деятельность. Дунай, например, сносит вниз
ежегодно около восьмидесяти миллионов
кубических метров разрушенных пород.

Но больше всех, пожалуй, великая река Китая — Хуанхэ
(Слайд)

Сравните: в каждом кубическом метре нильской
воды содержится в среднем около одного
килограмма взвешенных твердых частиц, в воде Хуанхэ
их больше в тридцать раз. Ведь эта река
протекает среди мощных пластов лёсса —
осадочной породы, которая легко разрушается
водой. Поэтому вода Хуанхэ желтоватая, и море,
куда она впадает, тоже называется Желтым.

Даже на равнинных реках могут быть участки, где
течение реки изменяется. Это происходит из-за
выхода твердых горных погод, пересекающих русло.

Такие нагромождения камней образуют ПОРОГИ.
(Слайд)

Падая с такого уступа, река образует ВОДОПАД (Слайд)

Самый высокий водопад на Земле Анхель, его
высота 1054 м. Водопад был открыт в 1935 году с
самолета летчиком Анхелем.

Ниагарский водопад

не самый высокий (51 метр),
но он самый мощный.

Он разрушает уступ, с которого спадает поток
воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не
остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь
озера Эри, и оно будет спущено.

Огромное значение для реки имеет ПИТАНИЕ,
т.е. пополнение реки водой.

Реки питаются дождевой водой, талыми водами
снега и льда, подземными водами. Сочетание
нескольких типов питания называется СМЕШАННЫМ
ПИТАНИЕМ
.

4. Закрепление.

1.

Определение элементов речной системы по
рисунку (раздать детям) самостоятельно в парах с
последующей проверкой на доске.

2. Задание классу:

(Слайд)

Используя карту РФ, описать р. Обь (коллективная
работа) по плану:

1. Главная река

2. Исток, устье главной реки

3. Направление течения

4. Притоки (левые и правые )

5. Характер течения

3. Отработка умения

Самостоятельное описание речной системы по
вариантам

I вариант — р. Енисей II вариант — р. Волга

5. Домашнее задание (Слайд )

В контурных картах подписать следующие реки:
Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы,
Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи, отметив разными
цветными карандашами элементы речной системы
(исток, устье, правые, левые притоки)

Читать п.30.

6

.Подведение итогов

Что изучили? Чему научились? Все ли задачи урока
выполнили?

Анализ деятельности учащихся.




Следующий: