Урок географии по теме Равнины суши

Цели:

  • Сформулировать представление о равнинах и их видах.
  • Формировать умение разделять по физической карте виды равнин.
  • Формировать умение определять географическое положение равнин, их
    координаты.
  • Развивать умения работы с контурными картами.

Задачи:

  • Воспитание нравственных качеств, патриотизма, коллективизма,
    эстетических взглядов, любви к своей малой Родине.
  • Развитие мышления, положительных эмоций, памяти.
  • Повышение уровня знаний по теме, закрепление их.

Оборудование: Карты полушарий, России, Омской области, атласы,
картины с изображением плоской и холмистой равнин. Раздаточный материал
(памятки).

ХОД УРОКА

  1. Повторение пройденного.
  1. О каком горном объекте написано в стихах Белинского ?

Гранит. Родник. И тонкая березка.
И в пестрых травах весь альпийский луг…
А с высоты – от Карского до Орска! –
Ты словно выгнутый в руках
Железный – лук.
И там, где дули снеговые пурги
И замерзали в поле ямщики, -
Царит всевластно воля металлурга
И тянут нитку в ночь газовщики.
И сто племен соединив по-братски,
Скрестив пути воздушных большаков,
Кристаллятся кварталы Соликамска
И розовый рассвет Березняков.
Мир осенил твои столпы и кручи,
Недаром Благодать – твоя гора!..

  1. Покажите на карте горы: Уральские, Гималаи, Анды, Скандинавские,
    Кордильеры, Атлас.
  2. Как различаются горы по высоте?

Географический диктант. Задания по вариантам:

  • Вариант №1. Дать определения терминам: рельеф, горы, горный
    хребет, горная долина.
  • Вариант №2. Дать определения терминам: горная система, вершина,
    склон, подошва.

На работу отводится 3 мин.

  1. Изучение нового материала.

  • Ребята! Вспомните, кому мы помогали при изучении гор?
    (Инопланетянам).
  • С какой просьбой они к нам обращались? (Просили место аварийной
    посадки).
  • Почему мы им не смогли помочь на том уроке? (В горной местности
    посадку осуществить проблематично.)
  • Так вот, они до сих пор в тяжелом положении. Они просят указать местодля
    посадки. Назовите его. (Равнины).
  • Но инопланетяне не знают это слово. Объясните им. Откройте свои
    переговорные устройства – тетради. Попробуем объяснить это слово. Вспомните
    правило, которое используем для формулировки определения. (Нужно ответить
    на вопросы: Что это? Каковы его признаки? Дети записывают).
  • Давайте озвучим свои записи. Кто самый смелый? (Учащиеся зачитывают,
    выбирают верный вариант, сравнивают его с термином в учебнике).
  • Давайте найдем практически плоскую поверхность, как можно с меньшими
    перепадами высот. Посмотрим физическую карту Российской Федерации,
    (стр.18-19 атласа).

(Ребята называют разные примеры).

  • Пожалуйста, поточнее. Нужно только одно место. (Задание вызвало
    затруднение у ребят).
  • Почему вы не можете? (Не знаем где плоская равнина).
  • Посмотрите на эти две картины, (рис.37 и 38, стр.57-58 в учебнике).
    Чем они отличаются? (Ребята дают отличительные признаки).
    Посмотрите на эти фото. А здесь какие отличия можно найти?

- Наши инопланетные друзья просят графическое изображение. Давайте составим
опорную схему, с помощью которой можно было бы найти различия между этими
равнинами. Обратите внимание на линию горизонта. (Работа с текстом учебника –
стр.-57).

Желающие – к доски.

- Подскажите нашим друзьям, как с помощью карты, определить какая из равнин
плоская, а какая холмистая. (Стр.12-13, 18-19 атласа).

Ребята рассказывают, как найти различия.

- Но мы все равно еще не можем найти инопланетянам место для приземления.
Ведь мы пока не умеем различать высоту равнин по карте. Давайте с помощью
учебника найдем, какие равнины бывают по высоте. Какими цветами это выражено на
физической карте? (Работа с текстом учебника, стр. -58-59, рис -39,
физическая карта России стр.18-19, атласа).



- Давайте, выразим это различие в виде опорной схемы. (Дети работают в
тетради, используя для нахождения примеров физическую карту России).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хомка, Хомка, Хомячок!
Полосатенький бочек.
Хомка раненько встает,
Шейку моет, щечки трет.
Подметает Хомка хатку,
И, выходит на зарядку!
1, 2, 3, 4, 5.
Хомка хочет сильным стать!

- Ребята, а какой форме рельефа соответствует наша малая Родина? Как
называется наша равнина? Какая она по рельефу? А по высоте, какая? В каком
направлении имеет наклон? (Ребята называют и показывают на карте).

- А как вы думаете, наши гости из планеты “Ровшар” могли бы приземлиться у
нас? (Да).

- Так давайте же сейчас составим приглашение для инопланетян, в котором
обязательно нужно отразить:

  • Как называется наша равнина, ее точный “адрес”, (см. стр.-62 табл.-3.)
    (Планета Земля, материк Евразия, ее северная часть, страна Россия,
    Западно-Сибирская равнина, расположена к востоку от Уральских гор, к западу
    от Среднесибирского плоскогорья, к северу от Казахского мелкосопочника.
    Расположена между 600 – 900 в. д. и протянулась от 500
    до 740 с. ш.).
  • Точные координаты приземления (646560,Омская область, Тевризский р-он.
    р.п. Тевриз). Ответ — 570 5I с. ш., 720 3I
    в. д..
  • Краткое описание наших природных достопримечательностей. (Пейзажи
    природы, полезные ископаемые, реки, озера, болота..)
  • Творческое выражение нашей равнины (рисунок, фотография,
    стихотворение…).

- Но у инопланетян есть просьба. На память они хотели бы взять контурные
карты с изображением равнин: Восточно — Европейской, Западно — Сибирской,
Среднесибирского плоскогорья, Туранской низменности, Прикаспийской низменности,
Приволжской возвышенности, Среднерусской возвышенности. Казахского
мелкосопочника.Выполним его? (Работа с контурными картами).

  1. Закрепление.

Итак, подведем итоги.

  • О какой форме рельефа мы сегодня говорили?
  • На какие две группы их можно разделить? Как различимы они по высоте?
  • На какой равнине мы живем?
  1. Домашнее задание:

п.21; доделать приглашение, контурные карты. Приготовить сообщения на тему:

  • Как изменяются равнины во времени;
  • Значение равнин.
  1. Итоги урока:

Анализ работы учащихся на уроке и выставление оценок.

Список используемой литературы:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений “Начальный курс географии”
    Автор: Т. П. Герасимова: Начальный курс географии.6 кл.). Изд. “Просвещение”
    М. 2002год.
  2. Учебник – Начальный курс географии. 6кл. Авторы: Т.П. Герасимова и Н.П.
    Никлюкова. Изд. “Дрофа” М. 2002год.
  3. Поурочные разработки по географии. 6кл. Автор: Никитина Н.А. Изд “Вако”
    М. 2005год.
  4. Сборник нормативных документов “география”. Изд. “Дрофа”, М. 2004год.
  5. Поурочное планирование. Физичекая география. 6кл. Автор: Элькин Г.Н.,
    Изд. “Паритет” Санкт- Петербург 2002год.
  6. Поурочное планирование “география. 6кл.” Автор: Т.Н. Воробцова (для
    учебника- Т.П. Герасимовой и Н.П. Никлюковой.) Изд. “Учитель АСТ” Волгоград
    2002год
  7. Тесты. География 6-10класс. М. “Дрофа” 1998год.
  8. Объяснительная записка к модулю: “Краеведение” Омск, ИПКРО,
    2006год.(Рекомендации и примерное тематическое планирование
    модулю).Занимательная география Омской области (Методические рекомендации в
    помощь учителю географии) Омск 1990год. ООИУУ.
  9. География Омской области Учебное пособие. Авторы: Кожухарь А.А. и
    др.2001год.
  10. Атлас Омской области. Омск. 2005год.
  11. Сборник стихов С.Брандиса. Тевриз. 1987год.
  12. Земля на которой мы живем. Омск. 2006год.



Следующий: