Урок географии по теме Путешествие по Австралии

Цели и задачи урока:

  • повторить и обобщить изученный материал
  • продолжить работу по развитию устной речи и географического мышления
  • развивать умение работать в коллективе
  • повысить интерес к изучению географии.

Оборудование:  настенные карты Австралии, атласы, настенная контурная карта Австралии.

Ход урока.

Вступительное слово учителя

Ребята! В течение нескольких уроков мы знакомились с Австралией. Сегодня у нас заключительный урок и мы совершим еще одно путешествие на этот материк. Во время путешествия мы повторим то, что вы уже узнали на уроках и, может быть, откроем для себя что-то новое.

Чтобы оценить работу каждого на уроке вам выдается оценочный лист, в который внесены виды работ на уроке. Вам предстоит оценить свою работу самостоятельно, выслушать мнение команды и получить оценку учителя.

(каждому учащимся выдается оценочный лист)

Оценочный лист

№ п/п Содержание работы Самооценка Оценка команды
1 Географические названия на карте
2 Путешественники исследователи
3 Рельеф материка
4 Остановка (характеристика природной зоны)
5 Кто это что это?
6 Записки Врунгеля
7 Итог

Учитель:

Путешествовать мы с вами будем на кораблях, поэтому вам сейчас нужно разбиться на команды, выбрать капитана и придумать название своему кораблю.

(учащиеся делятся на команды, выбирают капитана, садятся группам)

Учитель:

Хороший путешественник перед дальней дорогой всегда знакомится с картой местности, в которую он отправляется. У нас, к сожалению, есть только контурная карта, на которую нам необходимо нанести элементы береговой линии, острова, проливы, и другие географические объекты.

(учащиеся по очереди выходят к доске и наносят на контурную карту географические названия объектов, которые учитель заранее приготовил на карточках)

Географические названия:

Индийский океан, залив Карпентария, Коралловое море, Тихий океан, Тасманово море, о. Тасмания, Бассов пролив, Большой Австралийский залив, Индийский океан, м.Йорк, Большая Песчаная пустыня, , Большая пустыня Виктория, р.Муррей, р.Дарлинг, г.Косцюшко, Большой Водораздельный хребет, м.Байрон, м. Стип-Пойнт, м. Юго-Восточный, остров Тасмания, оз. Эйр.

Учитель:

Давайте сравним полученную карту с физической картой Австралии (вывешивается карта). Ну что ж, получилось неплохо.

Для выхода на берег Австралии командам необходимо найти удобную бухту для своего корабля и обосновать свой выбор. Приступайте к работе.

(учащиеся работают с картами атласа, выбирают место для причала корабля и обосновывают свое мнение перед классом)

Учитель:

Австралия была открыта позже других материков. Имена каких путешественников мы не можем не вспомнить, говоря об Австралии?

(Учащиеся обязательно называют имена А. Тасмана, Д. Кука и получают задание рассказать об исследованиях и открытиях этих путешественников)



Учитель:

Знаете ли вы имена других путешественников, которые изучали материк?

(если учащиеся не могут ответить на вопрос, то предлагается «домашняя заготовка»: один из учеников кратко рассказывает об исследованиях Басса, Митчела, Эйра, Стюарта)

Учитель:

Расскажите о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых материка.

(Одной из команд предлагается рассказать о рельефе западной части материка, а другой – о горах востока)

Учитель:

Следующими остановками на материке будут берег озера Эйр и среднее течение реки Дарлинг. В какую из природных зон попала ваша команда? Что вы увидели вокруг? Подготовьте рассказ.

(Учащиеся работают в команде с картами атласа, готовят характеристику природной зоны, один из учащихся выступает с докладом)

Учитель:

А теперь каждой команде предлагается карточка с заданием «Кто это? Что это?» После трех минут работы с карточками команде предстоит ответь на предложенные вопросы.

«Кто это? Что это?»

Задание первой команде Задание второй команде
Карпентария Мельбурн
Сидней Косцюшко
Гондвана Йорк
Джеймс Кук Дарлинг
Тасмания эвкалипт
Муррей казуарины
эндемики коала
кенгуру ехидна
бутылочное дерево эму
вомбаты варан
утконос лиана
казуары термиты
динго опоссум

Учитель:

Подходит к концу наше путешествие. Перед вами письмо, которое написал Врунгель после своего путешествия по Австралии. Познакомитесь с этим письмом и найдите в нем ошибки, если такие имеются.

(Командам раздается письмо Врунгеля, в котором они ищут ошибки и озвучивают их)

Рассказ Врунгеля.

Австралия была открыта раньше других материков. Открытие материка связано с именем английского мореплавателя Давида Левингстона. Местные жители материка относятся к австралийской ветви монголоидной расы и внешне напоминают жителей Северной Африки. До прихода европейцев основными видами деятельности населения были земледелие и скотоводство. Люди разводили овец и кроликов, выращивали кукурузу и пшеницу, а с приходом европейцев стали добывать полезные ископаемые. Местные жители приветливо встретили европейцев, европейцы ответили им взаимностью. Эта дружба между людьми разных национальностей существует до сих пор. Население в Австралии размещено неравномерно: большая часть населения сосредоточена в центре материка, где мягкий и теплый климат, который способствует развитию сельского хозяйства. Столица государства – город Сидней, один из красивейших городов Австралии. Он расположен в нижнем течении р. Муррей на побережье залива Карпентария. Государственный язык в Австралии – австралийский.

Подведение итогов урока.

Учитель:

Ребята! Возьмите оценочные листы и оцените свою работу, поставив плюсы и минусы по каждому виду работы в графе «самооценка». Далее команда оценивает работу каждого участника команды на уроке по пятибалльной системе и заполняет графу в оценочном листе. Капитаны отчитываются по результатам выставленных оценок.

Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки в журнал и дневники.




Следующий: