Урок географии по теме Проблема здоровья и долголетия человека


Данный урок является уроком изучения
нового материала, проведенным с использованием
технологии проблемного диалога. Выбор данного
метода связан с тем, что проблемный урок
обеспечивает творческое усвоение знаний. Это
значит, что ученик проходит четыре звена
научного творчества: постановку проблемы и поиск
решения при введении знаний; выражение решения и
реализацию продукта – на этапе воспроизведения
знаний, что мотивирует учащихся к усвоению
нового материала, стимулирует развитие
интеллектуальных умений и коммуникативных
навыков.

Цели урока:

- образовательная:



раскрыть
основные аспекты проблем здравоохранения в мире;

- развивающая:

способствовать
развитию мыслительных НСД (анализ, выделение
главного, синтез, классификация);
коммуникативных (умения работать в группе,
потребности и способности в сотрудничестве, к
взаимопомощи при работе в группе, развитие речи);
специальных умений (анализировать карты и другие
источники географической информации);

- воспитательная

: формирование
терпимого отношения и уважения мнения других
учащихся; выработка у учащихся правильной
позиции и поведения, касающихся сохранения и
укрепления своего здоровья.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие
учителя, проверка готовности класса к уроку)

II. Открытие нового знания.

У курдов есть притча о возрасте,
отпущенном человеку всемогущим Создателем.
Вначале Бог определил всем живым существам по 30
лет земного срока – поровну, без обид. Но царю
природы этого показалось мало. Тогда Бог
прибавил ему 15 лет, взяв их у ишака, которого
тяготила нелегкая доля вьючного животного. Когда
же и этого оказалось недостаточно, Всевышний
подарил человеку еще 15 лет, отняв полжизни у
собаки. Человек и на сей раз не угомонился. Тогда
Создатель на 15 лет укоротил ради него век
обезьяны. С тех пор первые 30 лет человек радуется
жизни; следующие 15 наживает свое добро, вкалывая
как ишак; затем, словно ревнивый пес, старается
сберечь свое состояние; а в последние 15 годков
уподобляется своему дальнему сородичу.

Однако с точки зрения современной
науки курдская притча не совсем верна:
оказывается, “для венца творенья” 75 лет – не
вечер, а всего лишь полдень жизни.

2.1. Постановка проблемы (осознание
противоречия).

Проблемная ситуация с удивлением


(одновременное предъявление противоречивых
фактов).

В конце ХХ столетия немецкий врач и
психолог Хассо Тальман из Гамбурга заявил, что
вычислил истинный биологический возраст
человека, на который запрограммирован природой
наш организм – 120 лет. Впрочем, и это не предел!

Японские коллеги Тальмана отважились
на то, чтобы вдвое увеличить его прогноз. По их
оценкам, человек не успевает прожить и половины
возможного срока – он составляет 200-250 лет!

По данным 2000 г. средняя
продолжительность жизни человека составила 66
лет, причем существенно различаясь по странам и
регионам. Наиболее высока продолжительность
жизни в Японии (80,7 лет), Австралии (79,8 лет) и
Скандинавских странах (79,6 лет). В 40 наименее
бедных странах Азии и Африки средняя
продолжительность жизни 47 лет, но, к примеру, в
Сьерра — Лионе – только 35 лет.

Возникновение проблемной ситуации.
Осознание противоречия. Формулирование
проблемы.

Какое противоречие здесь налицо? Что
вас удивило?

(Биологический возраст человека
много больше, чем реальная продолжительность его
жизни).

Какой возникает вопрос?

(Почему продолжительность жизни
человека невелика? От каких факторов зависит
продолжительность жизни человека?)

Какую проблему мы будем сегодня
изучать?

(Проблему здоровья и долголетия
человека)

А что нам нужно узнать о данной
проблеме? По какому плану мы изучаем глобальные
проблемы?

(Почему данная проблема является
глобальной? Суть проблемы. Каковы причины
кризиса здоровья? Пути решения проблемы)



2.2. Поиск решения.

Выдвижение гипотез.

Здоровье – отсутствие болезней.

В “Толковом словаре живого
великорусского языка” В.Даля (его первое издание
вышло в 1863-1866 гг.) говорится: “Здоровье или
здравие — состояние животного тела … когда все
жизненные отправления идут в полном порядке;
отсутствие недуга, болезни”.

Спустя более чем 100 лет в уставе
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
записано следующее: “Здоровье – это состояние
полного физического, психологического и
социального благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов”.

Между двумя определениями есть
существенные отличия: современная медицина
важным признаком здоровья считает “социальное
благополучие”. Социальное благополучие каждый
оценивает по-своему. Несомненно, однако, что это
не только уровень дохода, площадь квартиры,
наличие автомобиля, т.е. ни один материальный
достаток. Социальное благополучие – критерий
индивидуальный, личный. Оно сопряжено с
ощущением полноты жизни, миром в семье,
взаимопониманием с окружающими, чувством
удовлетворения от выполненного дела и т.п.

Что такое здоровье? (

Выслушать
варианты определения, данные учащимися).

Сравнение 2 определений здоровья


(Даль, ВОЗ). Изменилось ли определение понятия
со временем? Что добавилось в определении
здоровья ВОЗ?

Ребята, на ваш взгляд, от чего зависит
здоровье и долголетие человека?

Давайте сгруппируем названные вами
гипотезы по направлениям (аспектам).

Итак, здоровье – категория
синтетическая (состоящая из многих аспектов).

- индивидуальное
самочувствие (субъективная оценка состояния
здоровья. Личные ощущения)

- заболеваемость
- нетрудостпособность
- смертность
- инвалидность

медицинский аспект

- урбанизация
- ВНП
- бедность
- уровень грамотности
- обеспечение питанием

социально-экономический
аспект

- продолжительность жизни
- старение населения
демографический аспект

Проверка гипотез.

Продолжительность жизни и здоровье
человека – сложное понятие. Поэтому, раскрываем
его фактологическими пунктами. Они равноценны
(это все факты), поэтому организована групповая
работа.

Групповая работа

. Класс разбит на 5
группа. Каждая группа рассматривает аспекты
кризиса здоровья в мире.

1 группа – Питание и здоровье.

2 группа – Медицинский аспект
(география заболеваний)

3 группа – Социально-экономический
аспект (урбанизация)

4 группа – Демографический аспект

5 группа – Социально-экономический
аспект (ВВП, неравенство между странами,
грамотность населения, младенческая смертность)

Каждая из 5 групп характеризует пункт
плана по раздаточному материалу, предложенному
учителем.

Задание:

прочитав материалы,
необходимо выделить основную черту аспекта
проблемы здоровья в мире. Записать ее в виде
ключевого слова или словосочетания на листе,
разместить на доске напротив пункта плана.

Выражение нового знания научным
языком в форме ключевого словосочетания.


Перераспределение групп на основании
цветных карточек (в группе собираются ученики,
ранее работающие в разных группах). КСО (учащиеся
рассказывают в группе часть изученной на I этапе
групповой работы информации – взаимообучение).


Поделитесь полученной информацией с
одноклассниками.

2.3. Подведение итогов групповой работы.

Публичное представление продукта
(выступление групп)


Итак, мы многое узнали о проблеме
здоровья и долголетия человека.

Скажите, можно ли различить масштабы
проявления этой проблемы? Предложите свою
классификацию

(работа у доски)

1 группа – глобальная

2 группа – региональная

3 группа – локальная

Задание: распределить составляющие
данной проблемы на 3 группы.

Желтая лихорадка – Ю.А. и Африка (2),
клещевой энцефалит (Иркутская обл., Дальний
восток) (3), сердечно-сосудистые заболевания (1),
СПИД (1), “сонная болезнь” (2).

Пути решения проблемы.

Ребята, мы многое узнали о здоровье и
долголетии человека. Однако все познается в
сравнении.

- как изменилась продолжительность
жизни людей по-сравнению с предыдущими веками?

(увеличилась)

- уровень развития медицины?


(повысился. Появились новые методы лечения,
человечество “избавилось” от многих болезней и
т.п.)

Таким образом, состояние здоровья
человека во многом определяются мерами
государства или международными организациями.

- однако ученые определяют тот факт,
что в состоянии предболезни (состояния болезни
пока нет, но риск ее возникновения крайне высок)
пребывает почти половина населения земли.

- зависит ли состояние здоровья
человека только от усилий государства?
(нет)

- а от чего (кого) еще? (лично каждого
человека).


III. Творческий продукт.

В последней четверти ХХ века появилось
множество нетрадиционных методик и систем
оздоровления. Попробуйте составить собственный
кодекс здоровья.

Учащимся предлагаются поговорки,
пословицы и высказывания великих людей по теме.
Необходимо на основании содержания данных
пословиц составить формулу здоровья,
добавив и материал домашнего задания (то же)

Кодекс здоровья.

  • Узнавайте свой организм
  • Дерево не может быть зеленым весь
    год, человек не может быть цветущим весь век.

  • Живите в согласии с природой
  • Умеренность – мать здоровья

    Нарушение гармонии не остается
    безнаказанным.

  • Укрепляйте в себе уверенность, что вы здоровы
  • Здоровье не купишь, его разум дарит.

    От здоровья не лечатся.

  • Закаляйтесь
  • Чистая вода для хвори беда.

    Каждый шаг босиком – лишняя минута
    жизни.

    Ледяная вода полезна для тела и ума.

  • Правильное питание
  • Разумно есть – долго жить.

    Укороти ужин – удлини жизнь.

    Сладко естся, да плохо спится.

    Человек есть то, что он ест.

    Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

  • Давайте себе физическую нагрузку
  • Быстрого и ловкого болезнь не
    догонит.



    Если не бегаешь, пока здоров, будешь
    бегать, когда заболеешь.

  • Еженедельно баня или сауна
  • Баня парит, баня правит.

    Баня – мать наша: кости распаришь, все
    тело поправишь.

  • Ограничьте употребление лекарств
  • Аптека не прибавит века.

    Играй – не отыгрывайся, лечись – не
    залечивайся.

  • Режим дня.
  • Рано в кровать, рано вставать –
    боли и хвори не будете знать.

  • Здоровый образ жизни.
  • Курить – здоровью вредить.

  • Сохранение здоровья – это тоже труд
  • Здоровье не купишь, им можно только
    расплачиваться.

    Береги платье снову, а здоровье
    смолоду.


    IV. Подведение итогов урока.

    Оцените свою работу на уроке, поставив
    себе отметку.


    V. Домашнее задание.

    Тема 13, изобразить в тетради материал
    темы в виде схемы, удобной для запоминания.


    VI. Завершение работы.

    Итак, у человека огромный запас
    скрытых резервов и возможностей. До сих пор они
    еще до конца не изучены. Но открывать их в себе и
    пытаться использовать может каждый из нас. И
    тогда излишним будет вопрос, поставленный
    когда-то О. Мальденштамом:

    Дано мне тело – что мне делать с ним,
    Таким единым и таким моим?




    Следующий: