Урок географии по теме Природные зоны Южной Америки

Цель: Познакомить обучающихся, воспитанников с природными зонами характерными для Южной Америки, сформировать представление о растительном и животном мире материка.

Оборудование: физическая карта и карта природных зон Южной Америки, атласы, книги, картинки, таблицы, фрагменты видеофильмов, презентация.

Словарь:

  • Сельва — зона экваториальных лесов Южной Америки.
  • Саванны – зона лесостепей.
  • Пампа – зона субтропических степей Южной Америки.
  • Патагония – зона полупустынь.
  • Атакама – пустыня.
  • Эндемики – местные виды растений и животных.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь!

- Все одели аппараты?

- Сегодня у нас на уроке гости.

- Старайтесь, как всегда следить за своей речью, слушать внимательно.

2. Речевая работа.

- Какие дежурные звуки на этой неделе?

- Дежурные звуки «С», «З».

- Давайте прочитаем слова (презентация1):

- Лес, Мыс, Остров, низменность, плоскогорье, ископаемые.

- Ребята, послушайте внимательно и повторите, правильно произнесите звуки «З», «С». Женя, Андрей – опустите глаза.

- Вечнозелёный лес, остров Огненная Земля, Амазонская низменность, Бразильское плоскогорье, полезные ископаемые (соль, алмаз, серебро, золото).

- Хорошо, а теперь прочитайте предложения про себя.

Стас прочитай вслух.

- Анды расположены на западе Южной Америки.

- А теперь придумайте предложение с этим словосочетанием «Южная Америка».

- Южная Америка — самый влажный материк Земли.

- Южная Америка находится в западном полушарии.

3. Повторение пройденного материала.

Ребята, давайте повторим то, что мы знаем о природе материка и его особенностях.

  1. Как называется самая длинная горная цепь Южной Америки? (Анды)
  2. Как называется самая высокая точка Южной Америки? (г. Аконкагуа)
  3. В каких полушариях лежит материк? (в северном, южном, западном)
  4. Назовите крупное плоскогорье на востоке материка. (Бразильское)
  5. Какой пролив отделяет Южную Америку от Антарктиды? (пролив Дрейка)
  6. Какое плоскогорье расположено на северо-востоке материка? (Гвианское)

А теперь нам предстоит ответить на вопросы, связанные с климатом и водными объектами материка (1 человек у карты).

  1. Какая река материка является самой полноводной в мире? (Амазонка)
  2. Назовите самое большое высокогорное озеро мира, расположенное на материке? (Титикака)
  3. Назовите самый высокий водопад мира. (Анхель)
  4. Сколько климатических поясов на территории Южной Америки. Перечислите.
  5. В каком климате расположена большая часть Амазонской низменности? (Экваториальном)

- Ребята, мы вспомнили многие особенности природы. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Южную Америку, изучим её животный и растительный мир, природные зоны. Мы будем читать, заполнять таблицу, работать с картой, играть. Вы прочитаете сообщение об удивительных растениях и животных Южной Америки.

4. Изучение нового материала.

- Тема сегодняшнего урока « Природные зоны Южной Америки».

Продолжите предложение природная зона- это…….

- это территория с похожим климатом, почвами, растительным и животным миром.

- Посмотрите на таблицу на доске. На ней изображены колонки с названиями природная зона, почва, растения, животные. Давайте начнем заполнять таблицу.

Откройте атлас. Какие природные зоны есть на материке? Покажи

- Влажные экваториальные леса, переменно – влажные леса, саванны, вечнозеленые леса, полупустыни и пустыни, степи, смешанные леса.

- Какие из них занимают наибольшую площадь?

- Экваториальные леса, саванны, полупустыни, степи.

-Сегодня на уроке мы с вами их опишем.

Южная Америка знаменита влажными вечнозелёными экваториальными лесами, здесь их называют сельва, что в переводе с португальского означает «лес».

Что такое сельва? (словарь)

- Зона экваториальных лесов Южной Америки.

- Откройте атлас на стр. 13, определите почвы сельвы.

-Красно – жёлтые ферраллитные почвы.

- Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Здесь есть свои эндемики.

Что такое эндемики? (словарь)

- Эндемики – местные виды растений и животных.

- Например: гевея, которая является источником каучука, дерево – какао, хинное дерево, из коры которого получают лекарство.



- А какие вы знаете растения Южной Америки?

- Финиковые пальмы, кокосовые пальмы, лианы, орхидея, кувшинка Виктория.

- А ещё есть сейба – дерево, достигающее высоты 80 м, дынное дерево (папайя).

Эндемиками животного мира является капибара — самый крупный грызун весом до 100 кг и длиной 1 м, Анаконда- самая большая змея, она достигает длины 9 м и весит 230 кг, Ленивец- самое медленное млекопитающее, скорость 2,5 м/мин, Обезьянка- игрунок достигает длиной до 30 см и весит от 50до 75г, пиранья.

- А может вы, знаете ещё каких-нибудь животных Южной Америки?

- Пума, ягуар, крокодил, колибри, туканы, попугаи, тапиры, выдра.

- Здесь обитают удивительные бабочки с размахом крыльев до 18 см, стрекозы с размахом крыльев 19 см, паук — Птицеед до 28см, муравьи в длину 3 см.

Перейдём к саваннам.

- Что такое саванна? (словарь)

- Определите по атласу, какие почвы в саваннах?

- Красные ферраллитные почвы.

- Откройте учебник на стр. 175, выберите растения саванн.

- Высокотравье, пальмы, кактусы, кустарники, дерево кебрачо.

- Хорошо, а теперь выберите животных саванн.

- Олени, свиньи – пекари, броненосцы, муравьеды, страусы Нанду.

- Броненосцы и муравьеды, свиньи – пекари - тоже эндемики Южной Америки.

Так же в саваннах обитают ягуары, пумы, крокодилы.

- Теперь перейдём к субтропическим степям.

- Что такое пампа? (словарь)

Пампа – зона субтропических степей.

- В переводе с языка индейцев означает « пространство, лишённое древесной растительности». В условиях влажного субтропического климата в степях образовались очень плодородные красновато — чёрные почвы.

Выберете в учебнике растительность пампы.

- Травы – ковыль, дикое просо, злаки, камыши.

- Назовите животных пампы.

- Пампасный олень, пампасная кошка, ламы.

- А ещё – страус Нанду, грызуны, броненосцы.

Юг материка, где умеренный климат, малое количество осадков, занимают полупустыни – Патагония.

Что такое Патагония? (словарь)

- Патагония – зона полупустынь Южной Америки.

Холодное Перуанское течение усиливает сухость воздуха, образуя пустыню. Атакама – одна из самых засушливых пустынь мира. Есть районы, где никогда не бывает дождей, а единственными источниками влаги служат туманы и росы.

Домашнее задание будет закончить заполнение характеристики патагонии по аналогии.

5. Закрепление материала

  1. Назвать растения и животных.
  2. В какой зоне они обитают.
  3. Игра « Третий лишний».

6. Работа с тетрадью.

- Откройте тетрадь, запишите тему урока, словарь, в таблице обозначьте природные зоны и характеристику сельвы, и саванн.

7. Чтение сообщений.

На дом я вам задавала подобрать в школьной библиотеке материал о самых удивительных растениях и животных Южной Америки (Презентация 2).

  • Бучнев – кувшинка Виктория Регия.
  • Попов – пираньи.
  • Куликова – колибри.

Видеофильм 5 минут.

8. Итог урока.

- Наше путешествие подходит к концу. Подведём итог.

О чём мы сегодня говорили?

- Сегодня мы познакомились с растениями и животными Южной Америки, с её природными зонами.

- Какие новые слова вы узнали?

- Сельва, саванна, пампа, патагония, Атакама, эндемики.

- Если вы отправитесь в путешествие по Южной Америке, вы уже знаете, каких животных стоит опасаться?

- Анаконды, пираньи, чёрного каймана, ягуара.

- Молодцы, сегодня …, … получают 5, остальные – 4 .

Домашнее задание: заполнить до конца таблицу, выучить словарь.

Список использованной литературы

  1. И.В. Душина, В.А. Коринская География: наш дом-Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. М.: Дрофа, 2010

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://proflowers.ru/articles/amazing-plants/892.html
  2. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e1/Myresluger.jpg
  3. http://fotki.yandex.ru/users/leonova2101976/view/539055/?page=0
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Парагвайская_анаконда_Гродно.JPG
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Капибара
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:PecariTajacu.jpg
  7. http://www.elitecats.ru/news/animal.html?16&show=24
  8. http://www.klubochek.info/amfibii-and-reptilii/krokodili/122-cherni-kaiman.html
  9. http://funzoo.ru/glamour/660-krasavicy-kolibri.html
  10. http://www.minizoo.ru/
  11. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13796/
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гевея_бразильская
  13. http://www.medrezept.ru/travi/82-kakao.html
  14. http://www.walland.ru/photo.php?id=4693
  15. http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=466141
  16. http://photo.i.ua/user/663446/41822/4687178/

Презентация 1

Презентация 2




Следующий: