Урок географии по теме Природная зональность России

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить с географическим положением
      природных зон России;
    • познакомить с особенностями природы и
      типичными представителями растительного и
      животного;
    • сформировать у учащихся представление о
      роли и значимости природных зон в жизни
      человека.
  • Развивающие:
    • научить по профилю выполнять работу на
      контурных картах
    • развивать умение работать с учебником, картой,
      атласом.
  • Воспитательные:
  • развивать познавательный интерес, воспитывать
    уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, беседа);
  • наглядный (компьютерный);
  • частично-поисковый и исследовательский);
  • работа в группах.

Тип урока: изучение нового материала
урок-экскурс.

Средства обучения: учебник А.И.
Алексеева, карта “Природные зоны России”,
дидактические карточки, раздаточный материал,
контурные карты, презентация “Природные зоны
России”.

Форма урока: урок с использованием
ИКТ.

Место проведения: компьютерный класс.

Оборудование: экран, проектор,
компьютеры.

Продолжительность урока: 45 минут.

ХОД УРОКА

«Велика и поразительна область
географии…
Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному
воображению!
Какая другая наука может быть прекраснее для
детей, может быстрее возвысить поэзию
младенческой души!»
Н.В. Гоголь

I. Организационный момент

II. Вводное слово учителя

– Вы уже в курсе 7 класса знакомились с
природными зонами Евразии, давайте совершим
небольшой экскурс и вспомним, какие они.

(Просмотр слайд-шоу)

– Как вы уже поняли тема сегодняшнего урока:
Природные зоны России.
Сообщение цели, понятия: «природная зональность»
Учёнными установлено, что климат изменяется от
широты местности, климатические зоны являются
одновременно и зонами растительности. Изменение
климата вызывает зональное размещение растений,
животных, почв. Уже в XIX веке В.В. Докучаев доказал,
что зональность является всеобщим законом
природы. Зональность так или иначе проявляется
во всех компонентах природы и на равнинах
(широтная зональность), и в горах (высотная
зональность). А если все компоненты находятся в
тесной взаимосвязи, то природные зоны – это уже
крупные зональные ПТК.
Начнём изучение природных зон России с севера на
юг.

1. Арктические пустыни: В самой
северной части нашей страны, в высоких широтах
Арктики, расположена зона арктических пустынь. В
пределах этой зоны находятся острова: Земля
Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские
острова, остров Врангеля, северный остров Новой
Земли и узкая береговая полоса полуострова
Таймыр. Простирается эта зона от 71 до 81о с.ш.
– чтение информации о природе. (Просмотр слайда и фильма *)

Нанесение контура границ зоны на контурные
карты, чтение с раздаточного материала
информации о климате, почвах и растительном и
животном мире.

2. Зона тундры и лесотундры: Тундра
расположена южнее ледяной зоны, до зоны
распространения лесотундры. Занимает 1/5
территории России.. Тундровые ландшафты
распространены на арктических островах Колгуев
и Вайгач, на южном Острове Новой Земли,
материковом побережье Северного Ледовитого
океана от Кольского полуострова на западе до
Камчатки на востоке. Южнее тундры неширокой
полосой от 20 до 200 км вдоль Северного полярного
круга протянулась лесотундра, это переходная
зона от тундры к тайге. (Просмотр слайда)

Отмечаем на к/к, чтение с раздаточного
материала информации о климате, почвах и
растительном и животном мире.

III. Игра “Кто лишний”?

Определить по фото-ряду лишнюю фотографию.

МОРЖ, БЕЛКА, БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ.
ПИНГВИНЫ, СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ, ЛЕММИНГ.

3. Тайга: самая большая по площади зона.
Она простирается на территории, равной Европе.
Ширина тайги в европейской части достигает 700-800
км, в Западной Сибири – 650 км, восточнее Енисея –
около 1500км. Эта самая древняя зона, формирование,
которой началось ещё в неогеновый период. (Просмотр
слайда)



Отмечаем на к/к и фильма, чтение с
раздаточного материала информации о климате,
почвах и растительном и животном мире.

4. Смешенные и широколиственные леса: к
югу от тайги на Восточно – Европейской равнине и
на юге Дальнего Востока находится зона
смешанных и широколиственных лесов.
Распространение их на данной территории зависит
от возрастания континентальности к востоку.
Расположение смешанных лесов напрямую зависит
от тёплого мягкого климата. (Просмотр слайда и фильма)

Отмечаем на к/к, чтение с раздаточного
материала информации о климате, почвах и
растительном и животном мире.

5. Лесостепная и степная зона: очень
сильно изменена деятельностью человека.
Сформировавшиеся плодородные серые лесные под
широколиственными лесами и чернозёмы – под
степями стали причиной изменения ландшафтов.
Лесостепная и степная зона встречается в
центральной европейской части России и на юге
Сибири и Дальнего Востока. (Просмотр слайда
отмечаем на к/к и фильма) – чтение с раздаточного
материала информации о климате, почвах и
растительном и животном мире.

6. На юге – востоке Восточно –
Европейской равнины, по северо – западной
окраине Прикаспийской низменности простираются
зоны полупустынь и пустынь России. Граница
степей и полупустынь – рубеж в
сельскохозяйственном плане: здесь земледелие
сменяется животноводством. ((Просмотр слайда и фильма)

Отмечаем на к/к, чтение с раздаточного
материала информации о климате, почвах и
растительном и животном мире.

IV. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише-
Деревце всё выше.

7. Субтропики: Юго – западный участок
Черноморского побережья нашей страны – это зона
субтропиков. Зона субтропиков является полной
противоположностью зонам пустынь и полупустынь.
В настоящее время субтропики освоены человеком
почти до неузнаваемости: это курортная зона с
преобладание необычайно живописных и
благоустроенных ландшафтов. Посмотрим теперь на
карту России, и мы наглядно видим, что это очень
маленькая территория, отметим её на к/к, найдите
описание по раздаточному материалу.

8. Высотная поясность – основная
закономерность изменения природных условий в
горах.

Просмотр ролика высотная поясность, отмечаем
на к/к и чтение по раздаточному материалу.

V. Закрепление

– Перед вами лежит план –
характеристика природной зоны, на слайде будет
выходить природная зона, нужно будет, используя
план дать описание.

VI. Дополнительный материал: Игра: «да»,
«нет»

  • В зоне тундра водятся олени? (Да)
  • Главное богатство тайги – древесина? (Да)
  • В зоне степей водятся грызуны? (Да)
  • В степях преобладают серые лесные почвы? (Нет)
  • Ведущую роль в формировании природных зон
    играет соотношение тепла и влаги? (Да)
  • В степях водятся бурундуки, белки, лоси? (Нет)
  • Облик тундры связан с мерзлотой? (Да))
  • Лесостепная зона – это переходная зона леса к
    тундре? (Нет)
  • Отгадайте по описанию. Здесь царство холода и
    снега, бушует пурга, ветер валит человека с ног.
    Снег сухой и сыпучий. Летом почвы прогреваются на
    небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки.
    Растительный и животный мир скуден по числу
    видов. (Зона тундры)

VII. Итог урока

– С какой темой познакомились? Что нового
узнали?
– Спасибо.

______________________________

* В связи с размерами, превышающими
допустимые, ссылки на видеоматериалы не даются. (Прим.
ред.
)




Следующий: