Урок географии по теме Природа Антарктиды 7-й класс

Цели:

Образовательно-развивающая — усвоение и выведение новых понятий Антарктика и Антарктида .Применение опорных понятий (материк, Южные материки, Арктика, рельеф, южная полярная область, северная полярная область) выявить особенности природы, установить взаимосвязь между компонентами природы. Овладение умением оперировать понятиями (операции с понятиями – определение, формулировка вопросов суждения, умозаключение, выявление и разрешение противоречий). Овладение специальными умениями: устанавливать связь между географическим расположением, природными условиями и уникальностью материка Антарктиды.

Воспитательная — формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: «причина-следствие», «целое — часть», «общее – особенное — единичное».

Ход урока

Организационный момент

Заявка на оценку: 20-21 баллов «5», 15-19 баллов «4», > 10баллов «3».

Вопрос-понятия — 1 балл, за неверную версию — 1 балл.
Вопрос-суждения — 2 балла, за подведение понятий к диалектической категории — 2 балла.
Суждение — 2 балла.

Деятельность учителя Время, баллы Деятельность учащихся
Вывод темы
Какая область Земли противоположна Арктике (северный полюс)?
1 минута,
1 балл
Антарктика (южный полюс)
Где расположен южный полюс? В Антарктиде
Тема нашего урока изучения материка Антарктида
В форме умозаключений по аналогии доказать, что понятия Арктика и Антарктика являются противоположностями. 3 минуты,
2-3 балла
Если Арктика – северная полярная область, то Антарктика – южная полярная область.
Если Антарктика – материк вместе с окружающими его южными районами океанов – Тихого, Атлантического, Индийского (иногда все эти части океанов называют Южным океаном), то Арктика – океан, окруженный сушей.
Вследствие чего, художники изображают Антарктиду белыми и черными красками? 1-2 балла Так как вся Антарктида покрыта льдом белого цвета, а небольшие оттаивающие участки суши всегда или почти всегда черного цвета, поэтому материк изображают белым и черным цветом.
Задание
1. Прочитать текст параграфа 36.

2. Раскрыть по содержанию понятия Антарктида и Антарктика. Указать родовые и видовые признаки. Сравнить содержание понятий. Подвести данные понятия под категории диалектики. (письменно, индивидуально)

18 минут Читают параграф. Раскрывают содержание понятий. Антарктида — материк, лежащий в центре Антарктики, пресекающийся южным полярным кругом. Антарктика — южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического и Индийского океана. (часть-целое)
Антарктида — род. материк; вид. В центре Антарктики, пересекающаяся южным полярным кругом.
Антарктика — род. полярная область; включающая Антарктиду и прилегающие к ней океаны.
3. Сформулировать 1-2 вопроса-суждения к разделам: географическое положение, рельеф, климат. (индивидуально)

4. Обсудить в группе свои вопросы, выбрать лучшие вопросы задать другим группам.

1-2 балла Составляют вопросы суждения.

1. Каким образом географическое положение материка Антарктиды влияет на природу материка? (Антарктида почти полностью расположена в пределах Южного полярной области, положение материка в районе полюса привело к образованию мощного ледяного покрова. За счет толщи льда Антарктида оказалась самым высоким материком Земли. Благодаря географическому положению, а также, что очень важно, ледяному панцирю в Антарктиде находится мировой полюс холода.)
2. Как доказать, что Антарктида относится к южным материкам? (Так как, Антарктида лежит южнее экватора и ее пересекает Южный полярный круг, а к южным материкам относятся все материки, лежащие южнее экватора. Значит Антарктида южный материк.)
3. Почему рельеф Антарктиды не играет существенной роли в формировании климата? (Так как рельеф Антарктиды покрыт льдом, то он не может влиять как фактор рельефообразования.)
4. Вследствие чего, рельеф материка остается неизменным в течение длительного времени? (В основании материка лежит платформа, следовательно, эндогенные процессы происходят очень редко, а экзогенные не могут влиять, т.к. рельеф покрыт льдом.)
5. Почему климат Антарктиды самый холодный на Земле? (Во-первых, географическое положение, материк покрыт льдом, а лед отражает 95% солнечной радиации, во-вторых, область высокого атмосферного давления с нисходящими токами воздуха, которые не образуют облаков.)
6. Вследствие чего, Антарктида считается сухим материком? (Материк находится в области высокого атмосферного давления с нисходящими токами воздуха, которые не образуют облаков. Поэтому в Антарктиде не выпадают осадки.)

Обсуждают в группах, выбирают лучший вопрос.

Проверка устно. 1 балл за совпадение
Сравнить вопросы суждения, которые на слайде:

Почему климат Антарктиды самый холодный на Земле?
Каким образом географическое положение Антарктиды влияет на природу материка?
Почему рельеф Антарктиды не играет существенной роли в формировании климата?

1-2 балла Проверяют, ставят себе баллы.
Докажите истинность суждения: Антарктида самый холодный материк на Земле. (устно) 2 балла Низкие температуры: Июль -30, Январь -70. Зарегистрированная самая низкая температура на Земле -89,3. Материк покрыт льдом, который не тает круглый год.
Выявить противоречие между количеством поступающей солнечной радиации и температурой воздуха. В летнее время Антарктида получает солнечного тепла больше, чем экваториальные области Земли, однако, температуры круглый год отрицательные, лето короткое и холодное. Потому что материк покрыт льдом.
Задание:
Установить соответствие между категориями философии «общее-особенное-единичное», понятиями «материк», «Южный материк», «Антарктида» и признаками:

  • Величайшая положительная форма рельефа;
  • Расположен в Южном полушарии;
  • Самый высокий;
  • Самый холодный;
  • Самые сильные ветры;
  • Отсутствует постоянное население;
  • 80% пресной воды планеты.

Ответ представьте в форме таблицы.

10 минут,
6 баллов
общее особенное единичное
материк Южный материк Антарктида
Величайшая положительная форма рельефа. Расположен в южном полушарии. Самый высокий.
Самый холодный.
Самые сильные ветры.
Отсутствует постоянное население.
80% пресной воды.
Подведение итогов
Домашнее задание

  • Создать презентацию на тему: «Растительный и животный мир Антарктиды».
  • Составить научный прогноз, предположив, что льды Антарктиды растают.
  • Составить по 1 умозаключению по теме.
1-2 минуты

Литература

  1. В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев «Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством Способа диалектического обучения» Красноярск, 2005.
  2. В.А. Коринская, И.В. Душина «География материков и океанов» 7 класс.

Приложение: презентация.

Следующий: