Урок географии по теме Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы

Эпиграф:

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”

Технология не инструмент.
И не средство.
Технология – форма организации процесса.

Основа информационной технологии:

  • компьютеры
  • компьютерные системы
  • системы коммуникаций
  • различные электронные средства
  • аудио-видео техника

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно
значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация
образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям
школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития
личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные
информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

  • Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику
    собственную траекторию обучения.
  • Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся,
    формируя у них системное мышление.
  • Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе
    учебно-воспитательного процесса.
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и
    обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  • Изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных
    технических и географических систем на основе использования средств
    компьютерной графики и моделирования.
  • Представлять в удобном для изучения масштабе различные физические,
    химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или
    малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только
насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных,
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,
творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые
знания, работать с различными источниками информации.

На уроках и во внеурочное время можно использовать такие электронные
учебники, как “География. 1С Репетитор”, “Школьный курс географии”– учебное
электронное издание для 6–11-х классов, энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Эти
и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,
  • систематизировать усвоенные знания,
  • психологически настроить на атмосферу экзамена,
  • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
    использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным
    материалом с использованием НИТ,
  • сформировать навыки самоконтроля,
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к географии в частности,
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над
    учебным материалом,
  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного
    выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить
    учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу
    полезных общеучебных навыков.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является
повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с
компьютером. Применение компьютера на уроках географии может стать новым методом
организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более
наглядными и интересными.

Использование ИКТ на уроках географии позволит интенсифицировать деятельность
учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные
стороны географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;
выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и
задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

К наиболее эффективным формам представления материала по географии, следует
отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный
материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей
структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае
задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить
информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память
учащихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников
системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной
презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это
становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных
приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации
самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии
принтера они легко превращается в твердую копию.

Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить
учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов
функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания
обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с
позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на
любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.



В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное
образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по
географии в том числе. Интернет действительно становится доступным для
использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач
вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или
учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться
полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос:
зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

  • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную
    информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего
    многократного использования разными пользователями.
  • во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию,
    сопоставить ее с известной, то есть создать проблемную ситуацию,
    инициирующую конструктивное общение.
  • в-третьих может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический
    обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может
    оцениваться как проектная работа ученика. В 11 классе при изучении темы
    “Китай”,из изученного материала учащиеся оформили в виде мультимедийных
    презентаций “Культура Японии”.

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл
в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения
познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную
парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов
деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов. Технически
организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если
компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме
on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю
необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине
переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой
вариант более надежен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке
урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку
на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в
другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения
занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и
использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причем не стоит
отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень
интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании
мультимедийных презентаций. Приложение 5

За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов
по всем школьным предметам. Учитель биологии полезные обзорные материалы может
найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их
поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов

www.referat.ru
, или поисковые
системы. На серверах известных фирм производителей CD-дисков представлены
проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания биологии.
Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать
доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с
учебными материалами одновременно нескольким учащимся, причем на каждом рабочем
месте в своем темпе.

Электронный учебник по географии на сервере “Открытый колледж”. Содержание
учебника приведено на сайте География сервера “Открытый колледж” ООО “Физикон” –

www.college.ru/geograf/.

На сайте школы университета штата Вирджиния (США) можно найти “Виртуальную
лягушку”. Эта оригинальная моделирующая программа создана в 1994 году. Web-сайт
позволяет препарировать на экране виртуальную лягушку. Основное меню программы
размещено по адресу -www.curry.edschool.Virginia.EDU/go/frog/menu.html

Газета “География” — приложение к газете “Первое сентября”- имеет электронную
версию на сайте сервера “Первое сентября” —
www.1september.ru/ru/geo.htm

Другие адреса:

  1. www.nsu.ru/geograf/ourses/internet/mail/html – ресурсы по географии.
  2. http://informine.ucr.edu/search/geo/agsearch.phtml – база данных
    по географии.
  3. Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:
    интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса.
  4. Многоаспектное развитие школьника.
  5. Подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества.
  6. Реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной
    информатизации.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных
технологий (по Козленко А.Г.)[11]:

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один
    компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в
    компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном
    режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3, Приложение 4




Следующий: