Урок географии по теме Озеро Байкал – уникальное озеро России


Цели урока:

Учащиеся знакомятся с особенностями природы
озера Байкал. Устанавливают причины
уникальности природных компонентов и
характеризуют их по плану. Учащиеся осознают, что
озеро Байкал нуждается в охране и защите.
Выделяют созданные в приозерной зоне
заповедники и заказник.

Задачи:

Раскрыть причины уникальности рельефа,
климата, воды, животного и растительного мира
озера Байкал.

Средства обучения:

Карт горы Южной Сибири, атласы 8 класса,
дополнительная литератур, компьютерные слайды,
контурные карты озера Байкал, динамическая схема
озера Байкал, фотовыставка, музыкальное
оформление.

Доска:

Динамическая схема озера Байкал

Эпиграф:

Чудо природы во всех отношениях.

Л.С. Берг


Ход урока



I. Мотивационно-ориентировочный
этап.

1) Вхождение в контакт, создание позитивного
настроя на деятельность. Включается запись шума
волн.

Учащийся




Читает стихотворение:
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы, срезанных валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезанной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Все это, без чего не в силах
Быть далью и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

2) Актуализация (в виде беседы)

Учитель:

Какой район мы изучили?

Учащиеся:

Горы Южной Сибири.

Учитель:

Какой уникальный объект природы находится в
этом районе, в котором отражается красоты
Сибирской природы?

Учащиеся:

Байкал.

3) Постановка учебной задачи.

Учитель:

Так какова тема урока?

Учащиеся:

Озеро Байкал.

Учитель:

Зачитываем записанный на доске эпиграф. Какую
задачу вы поставите перед собой?

Учащиеся:

Раскрыть причины уникальности рельефа,
климата, воды, животного и растительного мира
озера Байкал.

Учитель:

Я согласна с поставленной задачей

Тема урока (записываем!): “Озеро Байкал –
жемчужина России”

Вспомните типовой план физико-географической
характеристики района, примените его к озеру!

Учащиеся:

  • Географическое положение и размеры озера
    Байкал
  • Рельеф, геологическое, тектоническое строение
    котловины.
  • Климатические особенности.
  • Уникальность воды
  • Флора и фауна озера Байкал
  • Экологические проблемы

  • II.


    Операционно-исполнительский этап

    1. Получение определения изучаемого понятия

    Учитель:

    На доске вы видите динамическую карту
    озера Байкал, в виде схемы природного комплекса.

    Что необходимо сделать, чтобы схема
    отражала уникальность данного объекта (см.
    приложение №1)

    Учащиеся:

    Дать характеристику природным
    компонентам и занести в графы важнейшую,
    необходимую, информацию об их состоянии.

    2. Получение способа работы с понятием.

    Учитель:

    Какую форму работы мы будем
    использовать для работы над преобразованием
    схемы?

    Учащиеся:

    Работа в группах по направлениям.

    Деление на группы произведено по
    направлениям и интересам (группы
    дифференцированные)

    I


    группа

    II группа

    III группа

    IV группа

    Климатологи

    Биологи

    Геологи

    Гидрологи

    3. Работа в группах по заданиям.

    Учащиеся отбирают информацию о
    природном комплексе озера Байкал и оформляют
    ответы на контурных картах и демонстрационных
    листах, которые будут прикреплять на доску при
    ответе, к основной схеме.



    Учащиеся работают с матрицей оценок
    учебной деятельности.

    4. Взаимообучение.

    Учитель:

    В начале работы ответим все вместе на 1
    вопрос плана:

    Географическое положение и размеры
    озера Байкал

    Отметим на контурной карте и на доске
    градусную сеть, основные показатели,
    географические объекты.

    Учащиеся:

    Озеро находится между 550 и 500
    параллелями северной широты 1050 и 1100
    меридианами восточной долготы.

    Объем воды 23600 км2., длина 636 км.,
    Площадь водной поверхности 31500 км2., ширина
    от 24 до 79 км, наибольшая глубина 1637м, уровень воды
    на 453 м уровня Мирового океана.


    Хребты

    Реки

    Острова

    Заливы, бухты



    Полуострова, мысы

    Байкальский

    Баргузинский

    Хамар-Дабан

    Приморский

    Селенга

    Баргузин

    Ангара

    Сарма

    Ольхон

    Ушканьи

    Круглый

    Долгий

    Бабушка

    Внучка

    Аяя

    Песчаная

    Провал

    Покойники

    Святой нос

    Шаманка

    Ответы групп:

    Геологи:

    Байкал находится в очень древней
    котловине. Возраст озера– 15-20 млн. лет (другие
    озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина
    озера образовалась в результате разлома земной
    коры (грабен), т.е. имеет тектоническое
    происхождение.

    Несмотря на то, что возраст озера очень
    древний, на территории котловины и его берегов до
    сих пор происходит движения земной коры.
    Землетрясения наблюдаются до настоящего
    времени. Буряты были свидетелями сброса части
    побережья озера. Образовался залив Провал.
    Землетрясение было силой в 9 баллов.

    Породы берегов Байкала
    кристаллические, берега гористые…

    Гидрологи:

    Озеро Байкал имеет уникальную чистую
    прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого
    определяют степень прозрачности воды, виден при
    погружении в озеро до глубины 40 метров. По
    химическому составу вода близка к
    дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 солей, т.е.
    соленость воды равна 0,1%) и богата кислородом. В
    чистоте и прозрачности – уникальность воды
    озера Байкала.

    Замерзает озеро поздно, в конце
    декабря, но и вскрывается Байкал поздно.

    Байкал уникален и огромным объемом
    воды, который можно сравнить с объемом воды в
    Балтийской море. В Байкале содержится 1/10 пресных
    вод планеты…

    Биологи:

    Уникален органический мир Байкала. В
    озере встречается около 1500 видов животных и
    более 1000 видов растений, большая часть растений
    – водоросли.

    70% обитателей озер – эндемики, т.е.
    организмы, не встречающиеся нигде более, только в
    Байкале. К таки видам относится голомянка –
    живородящая рыбака, не имеющая чешуи.
    Розовато-белая, полупрозрачная состоит в
    основном из жира.

    Из рыбных ресурсов Байкала наиболее
    ценные хариус, сиг и, конечно, знаменитый
    байкальский омуль.

    Обитает в озере и тюлень – байкальский
    нерпа. Она в точь-в-точь похож на тюленя,
    обитающего в морях Северного Ледовитого океана.
    Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов.
    Истребляли тюленя из-за его ценного меха, и стал
    он редкостью на Байкале.

    Берега заняты тайгой – из кедра, сосны,
    лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь,
    лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие…

    Климатологи:

    Климат Прибайкалья умеренный
    резко-континентальный.

    Зима очень холодная – средняя
    температура января – 240С, а на побережье
    теплее градусов на десять: -14 – 170С. А лето
    на берегах озера прохладнее (озеро поглощает
    тепло медленно и отдает, остывая, тепло
    байкальская вода)+150С – средняя
    температура июля.

    Из-за неравномерного нагрева суши и
    вод озера образуется перепады атмосферного
    давления, в результате возникают местные ветры.
    Ураганный ветер – сарма. поднимает штормовые
    волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с.
    Северно-восточный ветер – баргузин, или,
    верховик – дует вдоль озера. Это свежий ветер.

    На Байкале чаще солнечная погода.
    Зимой в котловине господствует антициклон…

    5. Просмотр слайдов “Охраняемые территории
    Байкала”.


    Учитель:

    На какой высоте проходит граница леса
    на горах, окружающих Байкал?

    Учащиеся:

    1500-1800 м.

    Учитель:

    Назовите, какие заповедники, и
    заказники на озере Байкал вы знаете?

    Учащиеся:

    Прибайкальский национальный парк,
    Забайкальский национальный парк, Тункинский
    национальный парк, Байкальский заповедник,
    Баргузинский биосферный заповедник,

    Байкало-Ленский заповедник.

    Учитель:

    Каков возраст деревьев?

    Учащиеся:

    Кедр 550 лет, лиственница 530 лет.

    Учитель:

    Что такое ходульные деревья?

    Учащиеся:

    У ходульных деревьев корневая шейка и
    стволы подняты над почвой на значительную
    высоту, до 2-3 м, и поэтому они стоят они на корнях
    как на ходулях.



    III.
    Рефлексивно-оценочный этап

    Ситуация оценки результатов
    деятельности

    Учитель:

    1. Проанализируйте свою деятельность на уроке и
      оцените качество работы
    2. Заполните лист матрицы оценок учебной
      деятельности
    3. Работу, какого из учащихся и почему мы можем
      оценить прямо сейчас!
    4. На какой вопрос плана мы не дали полный ответ?

    Учащиеся:

    Экологические проблемы озера Байкал.

    Учитель:

    Каково домашнее задание, определите?

    Учащиеся:

    Рассмотреть экологические проблемы
    озера Байкал. Выяснить причины и пути их решения.

    Учитель:

    Домашнее задание §43 + экологические
    проблемы озера Байкал.

    Звучит шум волн, появляется слайд
    “Закат на озере Байкал”.

    Учитель:

    На этом урок закончен.

    Спасибо за работу.

    Карта Байкала

    Презентация




    Следующий: