Урок географии по теме Озера России

Цели:

  1. Расширить и углубить знания учащихся, о внутренних водах и водных
    ресурсах, дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов
    по территории страны.
  2. Развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных
    особенностей.
  3. Формировать умения самостоятельной работы с различными информационными
    источниками.
  4. Повысить интерес к изучению озер, воспитать чувство бережного отношения
    к природе.

Тип урока

: комбинированный.

Время

: 45 минут.

Интегрирующие цели

: в процессе работы над учебным материалом вы должны
знать крупные озера, находить их на карте и объяснять причину образования
природных котловин.

Оборудование:

учебники, карты, атласы, картины, магнитные указатели,
презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение 1.)

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

По количеству озер Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Доля озер в
площади страны составляет 2%. Подавляющее большинство озер невелико по площади.
Крупных озер относительно немного. Около 140 озер имеют площадь свыше 100 кв.
км, и только у 9 из них площадь более 1000 кв. км. Каспийское море-озеро,
Байкал, Ладожское и Онежское озера относятся к крупнейшим по площади озерам в
мире.

Вопрос.

Что называется озером? (Озером называется замкнутый водоем,
образовавшийся на поверхности суши в природном углублении рельефа) Такие
углубления называются озерные котловины. (Приложение 2.)

По способу образования озерные котловины могут быть разделены на несколько
типов. Большое количество озер образовалось в результате деятельности древнего
оледенения и имеют ледниково-тектоническое происхождение. К ним относятся
Ладожское, Онежское. Остаточные озера представляют собой остатки моря. К озерам,
которые когда-то были частью моря, относятся Каспийское, Аральское и др. Есть
озера, котловины которых образовались во время горообразовательных процессов. В
такой котловине находится озеро Байкал. Есть вулканические, или кратерные,
озера. Их озерные впадины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких
озер на Камчатке. В поймах рек очень часто встречаются сравнительно небольшие
озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют
озерами-старицами.

Для лучшего усвоения материала предлагаю заполнить таблицу.

Происхождение озерных котловин Рельеф и глубина дна Озера Географическое положение Обитатели



1. Заполнение таблицы.

Во время объяснения учитель показывает слайды
озер. Записываются виды озерных котловин и название озер. Тектонические
(Байкал), вулканические (Кроноцкое), ледниковые (Ладожское),
ледноково-термокарстовые (Таймыр), остаточные (Каспий), старичные (Добрая).
(Задание №1)

2. Работа с дополнительным материалом.

С помощью текстового материала
самостоятельно заполнить колонки таблицы (Географическое положение, глубина
дна). Учащиеся заполняют в листе заданий и на доске.
(Приложение 3.)

3. Работа с картой.

Размещение озер по территории страны неравномерно. От чего это зависит?

Почему к югу озер меньше?

Можно ли предположить происхождение озерных котловин в разных точках страны?

4. Обитатели.

По предложенным слогам составить название рыб, обитателей
озер.

Байкал –омуль, ленок, хариус.

Кроноцкое – нерка, кокани.

Ладожское – минога, рипус.

Таймыр – муксун, налим, ряпушка.

Каспийское – вобла, сазан, судак, кефаль, кутум.

Добрая – карась, змееголов, гольян.

(Использовать магнитную доску.)

5. Работа со схемой

. Давайте вспомним из курса 6 класса, если из озера
вытекает река, то такое озеро называют сточным. В засушливых районах есть
озера, из которых реки не вытекают. Их называют бессточными. В таких
озерах вода, как правило, соленая или солоноватая.

Почему же в бессточных водах вода соленая? Вода в каждой реке содержит
небольшое количество соли. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности
испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки и сотни лет, и соли в реке
становится все больше. А может ли накапливаться соль в сточном озере? Конечно
нет, ведь вода в этом озере не задерживается. (Задание № 2.)

Вывод.

Для чего же нужны озера? Отвечают дети (Озера имеют большое
хозяйственное значение, а их берега являются прекрасным местом отдыха. По
большим озерам на судах перевозят различные грузы. Из соленых озер добывают
поваренную соль, которая идет в пищу. Небольшие озера используют для разведения
рыбы, водоплавающей птицы.)

Задание для повторения

. (№ 3) Подписать цифрами на карте изученные озера.

Задание № 4. Пройди путь от Р до К запиши последовательно
выделенные буквы.

Рис. 1

Ответ (резо ыниволток)

Домашнее задание

. § 24.




Следующий: