Урок географии по теме Озера. 6-й класс

Цель урока: с

оздать условия для усвоения
знаний об озёрах, на примере озера Байкал,
используя ИКТ.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания о распределении воды на
    планете Земля, о водах Мирового океана и его
    частях, о подземных водах, реках как составной
    части гидросферы с помощью игровых приемов, схем,
    диаграмм;
  • рассмотреть с учащимися новые понятия и термины
    “озеро”, “сточное озеро”, “бессточное озеро”,
    “рациональное природопользование”,
    “нерациональное природопользование”;
    сформировать у учащихся представления об озёрах,
    их видах, особенностях, происхождения озерных
    котловин, на примере озера Байкал опираясь на
    иллюстрации, видеоролики, работы с картой,
    заполнения опорных схем;
  • Развивающие:

  • способствовать развитию исследовательских
    компетенций: самостоятельной работы с
    дополнительными источниками знаний;
    мыслительных компетенций: умений анализировать,
    обобщать.
  • предложить учиться оценивать себя поэтапно и
    обобщать результативность своей работы на уроке
    с помощью оценочного листа;
  • Воспитательные:

  • способствовать воспитанию чувства любви к
    своей Родине, гордости за свой край;
  • способствовать экологическому воспитанию
    школьников, формированию культуры рационального
    водопотребления.
  • Тип урока: урок изучения нового материала

    Оборудование:

    презентация “Гидросфера.
    Озёра”, (приложение 1),
    рабочие листы учащихся (приложение
    2
    ), атлас “Физическая география” 6 класс,
    карточки-сигналы , емкость с водой 0,5 л, мерные
    стаканчики – 3 шт., информационный плакат
    (заготовка) “Байкал”, карточки-картинки,
    видео-фильм (фрагмент 3 мин.) “У края чарующей
    бездны”.

    Главная мысль:

    Без воды невозможна жизнь не
    только на Земле, но и во Вселенной. Жизнь возникла
    и существует благодаря удивительным свойствам
    воды.

    Ведущие понятия урока:

    озеро, озерная
    котловина, сточное и бессточное озеро,
    рациональное природопользование,
    нерациональное природопользование.

    Ход урока

    I. Постановка цели и задач урока.

    (Учитель сообщает план урока, нацеливает
    учащихся на работу; нацеливает на самооценку в
    оценочном листе каждого этапа урока).

    Вступительное слово учителя:

    – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами
    урок географии. Для начала предлагаю определить
    тему занятия, я загадаю вам загадку, а вам нужно
    её отгадать, готовы?!

    Загадка: Глядятся в него молодые рябинки,
    Цветные свои примеряя косынки.
    Глядятся в него молодые берёзки,
    Свои перед ним поправляя причёски.
    И месяц и звёзды –
    В нём всё отражается …
    Как это зеркало называется?

    – Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о
    воде. Итак, тема нашего занятия – Озёра. Слайд
    2.

    – Сегодня мы побеседуем о том, сколько воды на
    Земле, узнаем, что такое озера и какими они
    бывают, будем учиться сравнивать, обобщать,
    узнаем новые факты.

    – У вас на столах лежат рабочие листы, они
    заменят вам тетрадь. Запишите тему занятия. Как
    работать с листом: вам предстоит выполнить
    несколько заданий они прописаны у вас в листах,
    ответы вписываете в строки, выполнений заданий
    вы оцениваете сами и за каждое задание ставите
    себе оценку.


    II. Подготовка к восприятию (актуализация
    знаний и практических умений).

    Учитель:

    Для того чтобы достаточно быстро
    работать, нам потребуется повторить некоторые
    теоретические положения, с которыми вы уже
    должны быть знакомы, делаем мы это следующим
    образом:

    (УЗ1) на мониторе будут появляться
    утверждения и вам нужно установить истинные они
    или ложные, для этого у вас на столе лежат
    карточки они с одной стороны белые с другой
    синие, если вы согласно с утверждением вы должны
    показать мне синюю карточку, если не согласны
    развернуть белой стороной. Слайд 3,4.

    “Верные – неверные утверждения”.

  • Гидросфера – это водная оболочка Земли. (Да)
  • Основную часть гидросферы составляют воды
    океана (Да)
  • Атлантический океан самый большой по площади
    (Нет)
  • Воды суши не связаны с океаном (Нет)
  • Соленость океана зависит от внешних условий (Да)
  • Основной источник пополнения подземных вод –
    осадки (Да)
  • Учащиеся оценивают работу, отметки проставляют
    в рабочий лист.

    Учитель:

    Сколько воды на планете Земля? 71%
    приходится на долю океана и только 29% составляет
    суша. Слайд 6. Соотношение суши и воды на планете
    Земля.

    Слайд 7, 8

    Учитель:

    Если быть точным, площадь
    поверхности Земли 510 млн.кв.км, 3/4 приходится на
    воду. Какова поверхность водного зеркала?
    (решение задачи). Слайд 7,8.

    Решение:

    • 1). 510:4= 127,5.
    • 2). 510-127,5=382,5.

    Ответ: площадь поверхности водного зеркала 382,5
    млн. кв.км.

    Учитель:

    Сверьте свои ответы и оцените
    выполнение задания.

    Учитель:

    Итак, мы с вами выяснили, что воды на
    планете Земля достаточно много, но запасы
    пресной воды не велики.

    – Где встречается пресная вода?

    Учащиеся:

    в ледниках, в реках, озерах.

    Учитель: Да, верно около 2,8% от общего
    количества воды, в том числе в ледниках,
    снежниках и полярных льдах сосредоточено 2,15%
    всей пресной воды и только 0,65% в реках, озерах.
    Слайд 9. Сейчас мы с вами наглядно в этом убедимся,
    проведем исследование.

    Демонстрация: берем бутылку 0,5, чистой воды и
    разливаем по 2 стаканчикам: 1 – океан, 2 – пресная
    вода, затем воду из стаканчика с “пресной”
    водой, разливаем в 3 ст.на ледники, снежники, лёд.
    Делаем акцент, на том, что на пресную воду
    приходится только 1%. (Все действия учителя
    выполняются по указанию учащихся)

    Учитель:

    Вот это ребята, вся пресная вода на
    планете. Согласитесь это очень мало. Нам с вами
    повезло, мы живем на берегу священного озера
    Байкала. Байкал – самый большой источник пресной
    воды на планете, если бы он стал единственный
    источникам пресной воды, то населению Земли, а
    это более 6 млрд. чел, хватило бы его воды на 40 лет.

    III. Изучение нового материала.

    Учитель: Итак, мы сегодня говорим и
    знакомимся с озёрами. Каждый из вас видел озеро.
    Объясните, пожалуйста, а что такое озеро?

    Предполагаемый ответ: природное углубление на
    суше занятое водой не имеющее соединения с морем,
    океаном.

    Учитель:

    Обратитесь к учебнику (п.31), давайте
    уточним понятие.

    Ученик зачитывает определение озеро. Слайд 11

    Учитель:

    Озёра мира отличаются по разным
    признакам, мы с вами сейчас рассмотрим эти
    отличия, в рабочих листах вы заполняете схему
    “Виды озер”.

    Слайд 12

    Учитель:

    1. Признак. По сточности. Слайд 13. В чем отличие
    этих рисунков

    Предполагаемый ответ: на первом рисунке
    изображено озера, в него не впадают реки и не
    вытекают, в будущем они превратится в болото.

    На втором, в озеро реки только впадают, а на
    третьем реки и впадают и вытекают.

    Учитель:

    слайд 14 по сточности озера бывают
    сточные и бессточные.

    Учитель:

    Скажите, по сточности каковым
    является озеро Байкал?

    Учащиеся:

    сточным, т.к. впадает 336 рек и
    вытекает Ангара.

    Учитель:

    По солености. Cлайд 15 – пресные,
    солоноватые, соленые.

    На географической карте этот признак озер
    показывается цветом, пресные – голубым, соленые
    – фиолетовым. Обратитесь к атласам, приведите
    примеры таких озер.

    Учащиеся:

    пресные – Мичиган, соленые –
    Балхаш.

    Учитель:

    третий признак. Слайд 16,17 по
    происхождению:

    • ледниковые;
    • вулканические;
    • остаточное;
    • старицы;
    • тектонические.

    Учитель:

    Пояснение каждого вида. По
    происхождению, каковым является Байкал?

    Учащиеся:

    тектоническим.

    Учитель:

    Замечательно, мы с вами рассмотрели
    виды озер. (Читают учащиеся)

    Проблемный вопрос.

    Учитель: Байкал озеро или море? Слайд 18

    Работа с дополнительными источниками
    (справочники).

    Учитель:

    Объясните происхождение названия
    “Байкал”.

    Учащиеся:

    бур. “богатое озеро”, эвенк.
    “Ламу” море.

    Учитель:

    Очень часто мы слышим море – озеро
    Байкал. Предлагаю выяснить, у вас в таблице
    приведен список признаков 1 вариант – выбирает
    признаки присущие Байкалу как морю, 2 – вариант
    как озеру, указав напротив записи галочкой или
    плюсиком. 1 мин.

    Запись в рабочий лист.


    признаки Море 1 вариант Озеро 2 вариант
    Наличие течений +
    Обитают представители морей +
    Находится на суше +
    впадают реки и из него вытекает река
    Ангара
    +
    Большая глубина +
    Пресная вода +

    Учитель:

    Проверяет. Взаимоконтроль
    (поменялись листами с соседом).

    Слайд. 19

    Проверка вместе с учащимися.

    Таким образом, можно сделать вывод, что Байкалу
    присущи признаки и моря и озера, это ещё один факт
    доказывающий, уникальность озера. Я предлагаю
    посмотреть фрагмент фильма, после которого у вас
    будет задание “Продолжить предложение”:
    Уникальность Байкала в том, что…

    Просмотр фрагмента фильма “У края чарующей
    бездны” (2-3 мин.)

    Предполагаемые ответы:

    Ученики:

    Уникальный животный мир, большая
    глубина, чистая вода и т.д.

    Учитель:

    Да, озеро Байкал, действительно
    уникальное озеро, поэтому, особенно важно
    сохранить его чистым. Мы сказали, что запасы
    пресной воды очень малы. Человек не может жить
    без воды, следовательно, сохранить Байкал задача
    человечества. Известно, что в процессе
    производства природопользование может быть
    рациональным и нерациональным. В первом случае
    оно обеспечивает нормальные условия
    жизнедеятельности человека, предотвращает
    возможные вредные воздействия. Примерами
    рационального природопользования могут быть
    создание заповедников, строительство очистных
    сооружений.

    – Как вы понимаете нерациональное
    природопользование, что может служить примером
    такого использования.

    УЗ 5. Задание: Рациональное, нерациональное
    природопользование

    Учитель:

    Мы просмотрим фотографии,
    демонстрирующие природопользование соотнесите
    их по виду использования, Все фотографии будут
    пронумерованы, запишите в рабочий лист только те
    номера, которые демонстрируют рациональное
    природопользование, будьте внимательны,
    нумерация дана в хаотичном порядке. Слайды 20-23.

    Учитель:

    Сверяем ответ (Ответ: 1642), скажите,
    что означает эта цифра.

    Предполагаемые ответы: максимальная глубина
    Байкала, последние данные. (Слайд 1642 м)


    IV. Закрепление. Применение.

    Викторина.

    Учитель:

    Основные этапы урока выполнены, я
    предлагаю вспомнить, повторить, что мы сегодня
    изучили и делать мы это будем с помощью игровой
    викторины, я задаю вопрос, вы отвечаете, за
    правильный ответ ученик получает жетон (в виде
    различных фигурок животных, растений) и
    размещает его на табло “Мы за чистый Байкал”.

    Вопросы:

    • Скопление воды в углублении на суше (озеро)
    • Самое глубокое озеро (Байкал)
    • Как называются озера, в которые реки впадают, но
      не вытекают (бессточные)
    • Как называются озера, созданные в результате
      деятельности ледника (ледниковые)
    • Как называется использование человеком
      природных компонентов, в результате которого
      ухудшается их состояние.
    • Что означает Байкал с эвенкийского языка (море)
    • Как называются озера, в которые впадают и
      вытекают реки (сточные)
    • Если соленость озера составляет 1 %, то такое
      озеро называется (пресным)
    • Наибольшая глубина Байкала (1642 м)


    V. Итоги урока.

    Учитель:

    Оценки за урок. Выставляют на оценочном листе
    себе оценки за весь урок.

    Вернемся к нашим сигнальным карточкам, если вам
    понравился урок покажите синюю карточку, если вы
    что-то не поняли и у вас возникли вопросы – белую.

    Домашнее задание: Слайд 25.

    • Параграф 31, стр.98 вопросы 1-4 устно.
    • В.И. Вернадский писал: “Все природные воды, где
      бы они ни находились, теснейшим образом связаны
      между собой и представляют единое целое”.
      Докажите это положение. Какое значение имеет
      единство природных вод для человечества?
    • Изготовление коллажа по теме “ Использование
      воды человеком”.

    Спасибо за урок.

    Литература для учителя:

  • http://www.happy-kids.ru
  • http://waterforum.ru/
  • Литература для учащихся:

    • voda-inform.ru
    • Галазий. Байкал в вопросах и ответах.

    Следующий: