Урок географии по теме Открытия М. В. Ломоносова. 7-й класс

Цели и задачи:

  • пробудить у учащихся чувство национальной
    гордости и патриотизма;
  • привлечь внимание к личности М.В.Ломоносова как
    ученого, сделавшего немало открытий в географии;
  • пробудить у учащихся интерес к поэтической
    деятельности М.В.Ломоносова;
  • показать востребованность идей М.В.Ломоносова в
    современном мире.

Методы и приемы:

  • слово учителя;
  • аналитическая беседа;
  • доклады и сообщения учащихся.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Основная часть

1. Слово учителя географии

В 2011 году мы отмечали 300-летие со дня рождения М.
В.Ломоносова. М. В.Ломоносов – наш земляк, родился
8(19) ноября 1711г.в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в
Архангельской области ,в семье помора. В 19 лет
ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской
академии в Москве, с 1735 в Академическом
университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в
Германии). С 1745 академик Петербургской АН. В 1748
основал при АН первую в России химическую
лабораторию. По инициативе Ломоносова основан
Московский университет (1755). Открытия Ломоносова
обогатили многие отрасли знания. Развивал
атомно-молекулярные представления о строении
вещества. Сформулировал принцип сохранения
материи и движения. Заложил основы физической
химии. Исследовал атмосферное электричество и
силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд
оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере.
Описал строение Земли, объяснил происхождение
многих полезных ископаемых и минералов.
Опубликовал руководство по металлургии.
Подчеркивал важность исследования Северного
морского пути, освоения Сибири. Автор трудов по
русской истории. Крупнейший русский
поэт-просветитель XVIII в.Создатель русской оды
философского и высокого гражданского звучания.
Автор поэм, поэтических посланий, трагедий,
сатир, фундаментальных филологических трудов и
научной грамматики русского языка. Возродил
искусство мозаики , создал с учениками мозаичные
картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в
Санкт-Петербурге вв1765г. (Презентация)
Сегодня мы подробнее остановимся на открытиях
М.В.Ломоносова в области географии и
литературы.

2. Сообщения учащихся

Делаем записи в тетрадях.

Открытия М.В. Ломоносова в области
географии

В середине XVIII в., когда многие известные ученые
считали географию придатком той или иной науки,
Ломоносов не только утверждал географию как
самостоятельную науку, а и рассматривал ее как
науку комплексную, охватывающую не только
природу, но и экономическую деятельность
человека.
Будущее Российской империи как самодостаточной
великой державы всецело зависело от развития
национальной промышленности, и прежде всего
металлургии.
М.В.Ломоносов подвигнул русских промышленников
на поиск руд, которыми, по убеждению учёного,
Россия очень богата. Столь масштабное начинание
нельзя было реализовать без подготовленных
кадров, поэтому из-под пера Ломоносова вышли
«Первыя основания металлургии или рудных
дел» – труд, заложивший фундамент
отечественной геологии и минералогии. В нём
содержалась информация о рудах основных
металлов, приводились усовершенствованные
конструкции машин: рудничных подъёмников и
насосов, металлообрабатывающих станков,
гидравлических приводов.
Ломоносов первый понял, что животные и растения
далеких геологических эпох не только
сохранились в виде отдельных окаменелых
остатков, но и участвовали в образовании
некоторых слоев земли, например пластов
каменного угля. Он правильно объяснял
образование чернозема, связывая его с
накоплением в почве перегноя – остатков
отмерших, разлагающихся растительных и животных
организмов. Эта мысль Ломоносова в XIX веке
получила развитие и подтверждение в
исследованиях чернозема В.В. Докучаевым,
основавшим новую науку – почвоведение.
Ломоносов доказывал, что ископаемый уголь,
подобно торфу, образовался из растительных
остатков, покрытых впоследствии пластами горных
пород. Необходимо отметить, что Михаил Ломоносов
первый указал на образование нефти из остатков
организмов. Эта мысль получила подтверждение и
признание только в XX веке.
В 1757 году была опубликована монография
Ломоносова, в которой доказывалось, что Южный
материк должен существовать Теоретическое
открытие Антарктиды было замечательным
достижением.
Спустя полвека это мнение Ломоносова
подтвердила экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.
Лазарева,

Работа Ломоносова в Географическом
департаменте Академии наук

В 1758 году Ломоносову было поручено руководить
Географическим департаментом Академии наук.
Свою деятельность в Географическом департаменте
Ломоносов начал с того, что предпринял ряд мер
для организации детального изучения территории
России и ее природных ресурсов, обеспечения
большей точности и достоверности составления
карт и пополнения штата департамента русским
геодезистами и картографами.
Ломоносов решил составить новый атлас России с
включением в него экономических и
этнографических данных. Он считал необходимым
дать в атласе сведения о природных богатствах
страны, отметить пути сообщения, отразить
состояние промышленности и торговли. Для сбора
материалов в новый атлас РоссииЛомоносов
составил специальную анкету «Географические
запросы». «Географические запросы» были
отпечатаны в количестве 600 экземпляров и в 1760
году разосланы в губернии и в различные
учреждения. Получаемые ответы обрабатывались в
географическом департаменте. Факт частичного
издания ответов на анкету Ломоносова говорит об
их научной ценности и значении.
Также Ломоносов разработал проекты
географических экспедиций для изучения природы
России. Эти проекты не были реализованы при жизни
ученого, но в значительной мере подготовили
почву для снаряжения больших Академических
экспедиций 1768-1774 гг. под руководством и при
участии ученых-натуралистов: И.И. Лепехина
(Поволжье и Поморье), П.С. Палласа (Поволжье,
Прикаспий, Урал, Сибирь, Предкавказье), С.Г.
Гмелина (Южная Россия, Кавказ), И.А. Гильденштедта
(Южная Россия, Кавказ), И.И. Георги (Юго-Восточная
Россия, Алтай, Прибайкалье).
Ломоносов управлял Географическим
департаментом с 1758 по 1765 год. За это время
департаментом были опубликованы генеральная
карта Сибири Г.Ф. Миллера-И.Ф. Трускотта (1758) и план
Москвы (1763), а также подготовлены для издания 12
генеральных и специальных карт Прибалтики и
Сибири. Сам Ломоносов составил карту Арктики
(1762-1763) и издал за свой счет тиражом 1 тыс.
экземпляров первый русский учебный глобус.

Проект Ломоносова по освоению Северного
морского пути

В 1763 году Ломоносов выдвинул проект освоения
Северного морского пути. Он написал докладную
записку «Краткое описание разных путешествий по
северным морям и показание возможного проходу
Сибирским океаном в Восточную Индию» и
представил ее в Морскую комиссию с целью
побудить правительство к организации большой
полярной экспедиции. Эта одна из наиболее
замечательных книг русской полярной литературы
была издана лишь в 1847 году Гидрографическим
департаментом. Ученый писал, что географическое
положение России требует искать морские пути в
океан в первую очередь через северные моря, и
доказал возможность плавания на судах от
Кольского полуострова через Северный Ледовитый
океан
.Одновременно ученый отмечал высокое мореходное
искусство русских поморов. Ломоносов
разрабатывает множество различных
навигационных приборов, для плавания в разную
погоду.
Ломоносов выдвигает попутно целый ряд научных
гипотез, которые в большинстве своём
впоследствии подтвердились…
Более поздние арктические экспедиции,
завершившиеся успешным поиском сквозного
Северо-Восточного морского прохода между Азией и
Америкой, принесли подтверждение, что «заслуга
Ломоносова в истории освоения Северного
морского пути заключается не только в том, что он
указал на возможность плавания по нему, что одно
само по себе было немаловажным вкладом в науку,
но и в том, что он впервые это научно обосновал и
доказал.

3. Вывод (учитель географии):

Взгляды Ломоносова значительно опередили его
время. Трудно переоценить значение деятельности
великого русского ученого. Его открытия в
различных областях знаний не утратили своей
актуальности и в наше время.
Характерной чертой Ломоносова как ученого было
стремление связать разрабатываемые им
теоретические проблемы с практическими нуждами
страны. Ломоносову было ясно огромное
экономическое значение, которое мог бы иметь для
России Северный морской путь. Реки, которые несут
свои воды в Северный Ледовитый океан, образуют
единую транспортную систему с арктическими
морями. Северный морской путь играет важнейшую
роль в хозяйственной жизни многих обширных
внутренних областей нашей страны. Более одной
трети территории нашей страны находится за
Северным полярным кругом и в своем экономическом
и культурном развитии непосредственно связано с
Северным морским путем.
Арктика – стратегический регион, зона интересов
не только арктических государств, но и других
стран с развитой экономикой.Их привлекают
перспективы освоения нефтегазового потенциала
арктического шельфа. Кроме того, через Арктику
проходят морские пути между рынками
Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона.
При использовании Северного морского пути
расстояние по этому маршруту сокращается на 3860
морских миль или на 34%. Особую важность сейчас
приобретают вопросы безопасности мореплавания.
В этом отношении Северный морской путь можно
назвать самым безопасным. Опыт использования
транспортной системы Чукотки и Арктической зоны
России в целом, свидетельствует о том, что
морской транспорт в северных широтах является
практически безальтернативным и наиболее
эффективным способом завоза техники,
оборудования, энергоносителей, промышленных
товаров, продовольствия, необходимых для
стабильной работы промышленных комплексов, а
также для жизнеобеспечения людей, проживающих в
этой

4. Слово учителя литературы

Ломоносов был не только великий учёный, но и
лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот
Ломоносов ценил то искусство, которое слу жит
пользе общества, народа. Он боролся за
содержательность и идейность литературы. Сам
Ломоносов в своей поэтической деятельности
блестяще осуществил требования, которые он
предъявлял к литературе и к поэту. Писать стихи
Ломоносов начал рано. Но его поэтическое
творчество развилось и расцвело после
возвращения из заграничной командировки. Он
писал произведения самых различных жанров: оды,
трагедии, лирические и сатирические
стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его
жанром «была ода. Оды М.В.Ломоносова по
звучности и музыкальности стиха, по легкости и
понятности языка были для своего времени
явлением исключительным. Можно с полным правом
сказать, что впервые в русской книжной поэзии
появились такие подлинно художественные
произведения, в которых достигнуто было единство
формы и содержания.
Сегодня мы познакомимся с одной из них.

5. Чтение Оды «На день восшествия на престол
императрицы Елизаветы…»

– Эта ода (1747) принадлежит к числу лучших од
Ломоносова.

6. Беседа

– Когда написана ода, кому посвящена?
– О чем Ломоносов говорит во вступлении?
– Почему поэт славит императрицу?
– Как относится поэт к Петру 1? Почему?
– Какая новая тема звучит в оде?
– В какой строфе звучит восторженный гимн науке?
Прочитайте.
– О чем заключительная строфа оды?

7. Вывод (слово учителя литературы):

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная,
патриотическая, граждански направленная,
значительно способствовала быстрому и успешному
развитию русской литературы. И как ученый, и как
поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал
служению народу и Родине. Вся его жизнь была
полна неустанных творческих исканий и
героической борьбы с врагами, всячески
препятствовавшими его преобразовательной
деятельности в области просвещения. ЛОМОНОСОВ
первый из деятелей русской культуры, завоевавший
мировую известность, один из
выдающихся
прсветителей и самый просвещенный человек
своего времени, один из крупнейших ученых 18 века,
замечательный поэт.

III. Домашнее задание

а) Прочитать записи в тетрадях по географии,
подготовить дополнительный материал по теме;
б) Подготовить отрывок из оды наизусть;
в) Выписать в тетрадь по литературе слова
высокого штиля, дать толкование незнакомых слов.

Следующий: