Урок географии по теме Оценка уровня социально-экономического развития страны. 10-й класс

ЦЕЛЬ УРОКА

: создание условий для
формирования представлений об уровне
социально-экономического развития стран на
основе географических знаний и умений и
статистических данных.

ЗАДАЧИ:

  • Закрепить понятия «уровень
    социально-экономического развития стран»,
    «показатель уровня социально-экономического
    развития страны», «критерии, определяющие
    уровень социально-экономического развития
    страны».
  • Формировать представления об уровне
    социально-экономического развития стран.
  • Развивать навыки анализа, сопоставления,
    выявления общего.

ТИП УРОКА:

комбинированный.

ПЛАН УРОКА:

  1. Актуализация знаний и их первичное закрепление.
  2. Постановка проблемы урока: анализ
    статистических данных и знакомство с уровнем
    развития страны.
  3. Решение проблемы урока Какие уровни развития
    стран бывают.
  4. Итоги урока.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • Ведущий метод обучения на уроке — проблемно -
    диалогический, направленный на решение
    проблемного вопроса: Как оценить уровень
    социально-экономического развития страны?

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Фронтальная
  • Групповая

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Политическая карта мира

2. Статистические данные

3. Дидактические материалы, диаграммы, учебник, презентация

4. Глобус физический


Анализ Учитель Ученики
Актуализация Ребята, мы продолжаем изучать страны
мира. На какие страны похожа Россия по
предложенным линиям сравнения? Откройте в
атласах политическую карту мира, воспользуйтесь
данными Ч населения, которые у Вас лежат на
партах.

По ГП

По Ч населения

По форме правления

По государственно-территориальному устройству

Изучают предложенный слайд.

Казахстан

Мексику

Францию

Индию

Побуждающий диалог Как Вы думаете, по каким критериям можно
охарактеризовать государство?
ВВП

Экология страны

Расходы на здравоохранение

Грамотность среди населения

Количество автомобилей в стране

Продолжительность жизни

Е прирост (рождаемость и смертность)

Отраслевая структура экономики страны

Экологическая ситуация

Ребята, давайте вместе попробуем
сгруппировать данные критерии в 3 блока.

Ребята, ещё какие критерии можно объединить в
один блок?

Экологическая ситуация

Расходы на здравоохранение

Количество автомобилей

Грамотность

Я предлагаю вам назвать эти блоки.

Какую характеристику дают государству эти
блоки?

Экономические

Демографические

Показатели качества жизни

Эти блоки указывают на уровень
социально-экономического развития страны.

Постановка проблемы



Проверка гипотез

На какие страны из предложенных по
уровню социально-экономического развития похожа
Россия?

Для нас это проблема? Ее решать необходимо? Вас
эта ситуация касается? Каким образом? Что
необходимо знать для того, чтобы определить на
какие страны по уровню социально-экономического
развития похожа Россия?

Сформулируйте проблемный вопрос урока.

Как вы думаете, какие данные помогут нам
ответить на поставленный вопрос?

Достоверную информацию для сопоставления
различных стран издают ООН и Всемирный банк. Я
предлагаю вам открыть учебники на странице 183 и
назвать наиболее часто используемые источники.

Ребята, сейчас мы попытаемся определить
уровень развития предложенных стран.

1 группа

Вы работаете со статистическими данными,
которые характеризуют экономическое развитие
этих стран.

2 группа

Вы работаете со статистикой, которая
характеризует демографическое развитие
предложенных стран.

3 группа

Вы по статистическим данным определяете
качество жизни в этих странах.

4 группа

Ребята, вы работаете со статистическими
данными. Они показывают экологический,
демографический, уровень развития и качества
жизни предложенных стран.

В группах есть задания, которые вы выполняете,
свою совместную работу вы оформляете и
представляете классу. Время работы в группах 10
минут.

Давайте послушаем выступления групп. У вас у
каждого есть оценочный лист в ходе выступления
групп вы его заполняете, в конце урока сдаёте.

Мы не знаем, так как мы не можем
определить уровни развития этих стран и сравнить
с РФ. Мы не знаем на какие страны похожа РФ по
уровню развития.

Да. Надо знать как определять уровень развития
страны.

Как оценить уровень социально-экономического
развития стран?

Нам необходимы статистические данные, которые
характеризовали бы уровни развития стран. Эти
данные необходимо сопоставить.

Учащиеся открывают учебники на странице 183 и
называют источники статистических данных

Учащиеся отвечают на вопросы, выполненные
задания, сопоставляют статистические данные и
делают вывод.

Тема урока Мы ответили на поставленный вопрос?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Откройте
свои тетради и запишите тему урока. Я предлагаю
Вам всю полученную информацию на уроке
изобразить в виде схемы.

Итоги урока

Домашнее задание

Что узнали? Чему научились? Насколько
полезны полученные сегодня знания и умения? Для
себя какой вывод можно сделать? (от кого зависит
уровень социально-экономического развития
страны?).

Стр. учебника 174-183, задания ЕГЭ С3- С5 письменно

Оценка уровня социально-экономического
развития страны.




Следующий: