Урок географии по теме Обобщение знаний Межотраслевые комплексы – факторы размещения производства 9-й класс

Цели:

Проверить усвоение теоретического материала по теме.

  • Показать применение основных знаний и умений в нестандартных ситуациях
  • Развивать коммуникативные способности, чувства ответственности и
    активизация мыслительной деятельности учащихся.
  • Оборудование:

    справочные таблицы,

  • контурные карты, атласы,
  • задания на
    карточках,
  • настенные карты.
  • Тип урока:

    проверка и учет знаний и умений.

    Формы урока и работы:

    творческий отчет, групповая и индивидуальная

    Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим творческий отчет по теме
    “Межотраслевые комплексы – факторы размещения производства”. Для того, чтобы
    страна и люди, живущие в ней, чувствовали себя хорошо, росло их благосостояние,
    необходимо устойчивое и поступательное движение экономики, т.е. народного
    хозяйства страны. Вам, молодым, придется с утроенной энергией браться за дело. А
    чтобы лучше работать, необходимы знания, которые мы и постараемся показать. В
    ходе изучения темы вы должны были выучить новые понятия, узнать о факторах
    размещения, уметь правильно их объяснять знать географию отраслей народного
    хозяйства. Задача нашего урока: купить на аукционе проекты нескольких
    предприятий, а затем разместить их на предложенной местности и оценить такое
    размещение. Наша работа будет не совсем обычна и проходить в 3 тура. На
    некоторое время вы станете картографами, бизнесменами и проектировщиками. Я
    желаю вам успехов.

    Итак, мы начинаем работу.

    В 1-м туре

    вам предлагается контурная карта определенной территории. Ваша
    задача: определить, что это за местность (район России), какими ресурсами
    располагает и какие производства можно разместить, учитывая факторы размещения,
    в данной местности. Советуйтесь, какой проект можете купить на аукционе, но
    недолго. Время подготовки – 5 минут.

    Итак, надеюсь, вы уже определились с местностью, и представляете себе какие
    производства можно проектировать у вас. Мы переходим ко 2-му туру.

    Во 2-м туре

    вы должны купить на аукционе проекты предприятий, которые
    могут быть размещены в данной местности. Чтобы купить проект, вы должны будете
    ответить на 2 вопроса. Отвечает любой из группы.

    На аукцион выставляется 1 лот – проект металлургического
    предприятия. Кто желает купить?

    Вопросы:

    1. Что такое народное хозяйство?
    2. Что значит специализация?

    Проект продан.

    2

    лот – проект сахарного завода. Кто желает купить?

    Вопросы:

    1. Что такое отрасль?
    2. Что означает себестоимость?

    Проект куплен.

    3 лот

    – проект целлюлозно-бумажного комбината. Желающие есть?

    Вопросы:

    1. Что такое межотраслевой комплекс?
    2. Что означает комбинирование?

    Проект продан.

    И последний 4-й лот – приборостроительный завод. Покупайте, не
    стесняйтесь.

    Вопросы:

    1. Что такое фактор размещения?
    2. Что значит кооперирование?

    Вот вы и стали проектировщиками. Теперь наступил важный момент, насколько
    правильно вы выбрали проект.

    В 3-м туре

    вам необходимо сделать технико-экономическое обоснование
    выбранного проекта, указав место строительства предприятия, факторы размещения.
    Времени у вас немного – всего 3 минуты. Затем главный специалист отчитывается о
    работе группы.

    По истечении времени от каждой группы выступает главный инженер, говорит о
    месте выбора завода и факторах размещения – отчет групп.

    Для того, чтобы проверить знания о факторах размещения в нестандартных
    ситуациях, даются индивидуальные вопросы.

    1. Объясните, почему одним из районов производства полимерных материалов
      является Поволжье. Назовите наиболее крупные центры.
    2. В 60-ти тонный железнодорожный вагон помещается 40 т готовых макарон или
      60 т муки. Где бы вы построили макаронный завод и почему?
    3. Почему на северо-востоке нашей страны построена Билибинская АЭС? Ведь
      Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты каменным углем и гидроресурсами.
    4. Грамотно ли будет переориентировать Байкальский ЦБК на выпуск мебели?
      Ответ аргументируйте.
    5. Предложите вариант размещения на территории современной России нового
      автомобильного завода. Обоснуйте свое решение.
    6. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод? Ответ обоснуйте.
    7. Где и почему в России выращивают лен-долгунец?
    8. Приведите примеры (центры) и доказательства (факторы) размещения
      сахарной промышленности и кондитерского производства.

    Итак, подведем итоги нашей работы. Сделайте вывод, почему, для чего
    необходимо учитывать факторы размещения?

    Спасибо. Вы молодцы! Показали хорошие знания, вам можно доверить будущее
    России. Со следующего урока мы перейдем к региональному обзору территории
    России, где будем применять полученные знания по межотраслевым комплексам, для
    отдельных территорий, будем заниматься географическим прогнозом, для этого у вас
    есть знания, которые вы сегодня показали.

    Следующий: