Урок географии по теме Москва — столица России

Тема: Москва – столица России.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать представление об ЭГП Москвы,
      главных направлениях хозяйственного развития
      города, основных функциях Москвы;
    • закрепить понятия: функции городов, городская
      агломерация.
  • Развивающая:
    • развивать умения показывать на карте
      Московскую городскую агломерацию;
    • объяснять влияние Москвы на политическую,
      экономическую, культурную жизнь страны;
    • развивать умение работать с дополнительной
      литературой, составлять схемы, навыки
      географических исследований, интерес к
      изучаемому предмету, творческие способности
      учащихся;
    • совершенствовать навыки взаимоконтроля и
      самоконтроля, стимулировать любознательность.
  • Воспитательная:
    • формировать национальное самосознание, гордость
      за Отечество;
    • содействовать развитию умения общаться между
      собой;

Оборудование: социально-экономическая
карта Центральной России, Физическая карта
России, А.И Алексеев: География России: учеб.
для 8-9 кл., карта Атласа 9 кл. с.34, 36, Ром В.Я.,
Дронов В.П: учеб. для 9 кл. География России,
компьютерная презентация « Москва – столица
России”(Приложение 2),
карточки-задания, карточки рефлексии на каждого
ученика (Приложение 1)
, дополнительный материал о Москве ,
сигнальные карточки – флажки, песня О.
Газманова «Москва, звонят колокола», набор
иллюстраций по теме , размещенный на
компьютерах.

Форма урока: работа в группах за
компьютерами

Тип урока: практикум

План урока.

1 этап. Поисково-исследовательский: краткая
формулировка задач, поиск и анализ проблемы.

Организационная часть: название темы урока,
формулировка целей урока. 2
этап.
Технологический (выполнение заданий).
3 этап. Практическая реализация проекта.
4 этап. Внесение необходимых изменений
5 этап. Заключительный – на доске
выписаны цели урока (закрыты от учащихся):

Знать: ЭГП Москвы, главные направления
хозяйственного развития города. Основные
функции Москвы.
Уметь:
показывать на карте Московскую городскую
агломерацию, объяснять влияние Москвы на
политическую, экономическую, культурную жизнь
страны.

Дети входят в класс под песню О. Газманова
«Москва, звонят колокола».

ХОД УРОКА



Деятельность учителя
Деятельность детей
1 этап. Поисково-исследовательский:
краткая формулировка задач, поиск и анализ
проблемы.

Приложение 2. Слайд
№1

Приложение 2.Слайд
№2 Юрий Долгорукий

Приложение 2.Слайд
№3 (проблемные вопросы)

Оргмомент

– Города –
удивительное творение рук, ума, таланта
человека. Маяковский так написал:
«Начинается земля, как известно, от Кремля».
Как вы понимаете смысл этих слов?
Объявление темы, цели.

Тема нашего урока : Москва – столица России.
– Как вы думаете, почему нам нужно изучить эту
тему?
– Сегодня вы совершите увлекательное заочное
путешествие по столице нашей Родины – Москве.
– Сформулируйте цели урока.

Корректирует цели и открывает их запись на
доске

Читает тест на слайдах

Москва, Москва… люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла… Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

Древние греки рассказывали о дивной красоты
птице, несколько напоминавшей орла: она жила 500
лет, а состарившись, сжигала себя в гнезде. Из
пепла немедленно возникал новый Феникс, который
жил ещё 500 лет, и т.д. В истории Москвы похожий
сюжет повторяется многократно: город то и дело
исчезал в пламени очередного пожара, но всякий
раз возрождался из пепла.

Читает текст и показывает иллюстрации с
видами Москвы

Ты, как мученик. горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурно-пламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною.
И из пепла ты восстала
Неизменною!

Москва оказалась живучей как птица
Феникс. Этим она обязана не волшебству, а
своему географическому положению.

Вопрос: Какие особенности ГП Москвы
способствовали превращению её в собирательницу
русских земель и затем в столицу русского
государства?

Сообщает о порядке работы на уроке (постановка
проблемы)

Представьте, что вы являетесь рекламными
агентами туристической фирмы. Вам необходимо
сделать рекламу
путешествия по Москве, выпустив буклеты
«Москва – столица России» . Вы будете работать
в группах по 4 чел. У каждой группы на
столах лежит задание (Приложение
1
). Ваша задача, пользуясь различными
источниками информации, выполнить творческую
работу, рекламируя различные стороны жизни
столицы. Затем по одному представителю от каждой
группы защитит свой проект.
На подготовку даётся 15 мин.. Выступающим – 2-3 мин.
В ходе выступления ваших товарищей каждый
учащийся может задать уточняющие вопросы. За 10
мин.до окончания урока вам необходимо заполнить
карточки рефлексии (Приложение
1
).

Подумать над проблемными вопросами, на которые
дать ответ в конце урока

отвечают на вопрос

формулируют цель урока

Ученик читает стихотворение
М.Лермонтова

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации

Думают над вопросом, ответ дадут позже

Слушают инструктаж,

Знакомятся с проблемными вопросами

2 этап. Технологический (выполнение
заданий).
Контроль
Коррекция
Подбор информации
3 этап. Практическая реализация
проекта
Контроль, стимуляция творческой
активности
Самостоятельная работа над
созданием проекта. Каждая группа, используя
различные источники информации, выполняет
задания, предлагаемые в инструктивных
карточках,. обсуждение предстоящего выступления
и оформления проекта.
4 этап. Внесение необходимых
изменений
Контроль
Коррекция выполнения заданий
Координация деятельности учащихся
Правка, внесение необходимых
дополнений, изменений
Оформление проекта (создание буклетов)
5 этап. Заключительный

Приложение 2. Слайд
№ 4 агломерация
Приложение 2. Слайд №
5 (Москва– центр инновации)
Приложение 2. Слайд №
6 (отрасли)
Слайд №5

Оценка деятельности учащихся

1
группа сопровождает свой ответ показом на
физической карте России

Примерные ответы детей:

1) Расположение в междуречье Оки и Волги – в
месте их наибольшего сближения.
2) Защищенность Москвы с севера и запада лесами, с
востока – болотами, с севера, востока и юга –
реками.
3) Расположение в пограничной зоне между лесами
на севере и степями на юге способствовало
хозяйственному развитию.
4) Широтное расположение Оки, Клязьмы, Волги,
Москва-реки укрепляло роль Москвы как связующего
звена между западом и востоком.
5) Положение вблизи схождения границ русских
княжеств – Владимиро-Суздальского, Рязанского,
Смоленского и др.
6) Расположение на пересечении дорог. (Около неё
сходились сухопутные и водные торговые пути: из
Новгорода в Рязанские земли, от Смоленска к
Ростову, от чёрного моря к Белому, и с годами
количество путей увеличилось).
Покажите на карте Московскую городскую
агломерацию.

Покажите на экономической карте отрасли
специализации Москвы.
– Часто утверждают, что столица является
«витриной страны». Можно ли это сказать о Москве?
– Русские пословицы говорят: «Новгород – отец,
Киев – мать, Москва – сердце, Петербург –
голова». Почему Москва – сердце России?
– В песне О. Газманова есть такие слова: «Если
будет столица стоять, не иссякнет России река».
Как вы понимаете смысл этих слов?

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

(Ф. Глинка)

Если останется время: Игра «Верю, не
верю».
(При недостатке времени игру провести
в начале следующего урока)

1. Год основания Москвы 1147
2. М. всегда была столицей России.
3. М. расположена в междуречье Оки и Волги.
4. М. – порт 5 морей.
5. Главные отрасли хозяйства Москвы:
горнодобывающая, лесная, химическая.
6. Население Москвы – 12 млн.
7. Население М. агломерации – 12 млн.
8. М – воздушные ворота страны.
9. Водоснабжение Москвы в основном
обеспечивается водой из Москвы-реки.

Сбор карточек рефлексии

Итог: Что нового узнали?
Чему научились? Достигли ли поставленных целей?

Домашнее задание. Объяснение его
выполнения.

§ 23 , 2-3 уровень: ответить на в. 3-4 с. 119.

Каждая группа отчитывается по итогам
работы, демонстрирует буклет; ученики — слушатели
задают вопросы выступающим ученикам.

Отчёт 2 группы

Отчёт 3 группы

Отчёт 3 группы

Отвечают на проблемные вопросы урока.

Делают вывод: Москва во все времена
была лидером страны, играя самые сложные роли в
развитии государства.

Показывают сигнальные карточки-флажки в случае
согласия

Заполняют карточки рефлексии

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание.

Следующий: