Урок Фосфор — химический элемент и простое вещество


Аппаратное обеспечение:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Форма организации учебной деятельности
учащихся:
групповая работа, индивидуальная,
химический эксперимент.

Приложение 1, Приложение
2, Приложение 3, Приложение
4, Приложение 5.

Цели урока.

Обучающие — рассмотреть положение
элемента фосфора в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение
атома; аллотропные видоизменения фосфора;
нахождение в природе, получение простого
вещества в лаборатории и промышленности;
физические и химические свойства; применение
фосфора и его соединений человеком.

Развивающие – развивать
интеллектуальные и познавательные умения
учащихся добывать самостоятельно знания,
обобщать и делать выводы, фиксировать главное в
свернутом виде.

Воспитательные – содействовать
воспитанию организованности учащихся, духа
соревновательности при подготовке презентаций,
решении поставленных задач и проблемных
вопросов.

Методы обучения

. Методы организации учебной
деятельности – словесные (эвристическая беседа),
наглядные (коллекции, презентации мини-проектов
с использованием компьютерных технологий),
практические (демонстрационный - химический
эксперимент, выполнение поставленных задач).

Методы стимулирования интереса к учению


умение интересно и доступно преподнести
самостоятельно полученные знания (презентации,
опорные конспекты, плакаты, стихи…)

Методы контроля

– устный, письменный.

Оборудование

: научно-познавательные тексты
по теме урока, карточки-задания и вопросы плана
изучения материала для каждой группы, ПСХЭ,
Коллекция “Элементы” и “Соединения фосфора”,
вода, лакмус, лабораторное оборудование,
компьютер, проектор, экран, демонстрация
эксперимента с видеокассеты.

Учащиеся должны знать:

строение атома
фосфора, физические и химические свойства
фосфора, области применения.

Учащиеся должны уметь:

давать
характеристику фосфора, как химического
элемента, так и простого вещества. Записывать
уравнения реакций, доказывающие химические
свойства фосфора и его соединений в молекулярном
и окислительно-восстановительном виде.

Содержание урока.

1. Организационный момент.

Отметить отсутствующих.

Проверка домашнего задания

1 этап (10 минут). Разминка (3-5минут):
учитель предлагает вопросы за каждый из которых
ответивший ученик ставит себе 1 балл.

Слайд 1. 1 балл за правильный ответ.

1. Какой элемент образует, по словам Даниэля
Резерфорда (1772 г.) газ, в котором погибла мышка?
(Ответ: азот)

2. 78% чистого азота находится в? (Ответ: в воздухе)

3. Почему азот используют для заполнения
лампочек, при сушке взрывчатых веществ, при
перекачке горючих жидкостей? (Ответ: он инертен)

4. Какое соединение азота люди используют для
выведения пятен, в холодильном деле и медицине?
(Ответ: аммиак)

5. При пайке металлов, в сухих элементах
электрических батарей, как взрывчатое вещество
применяют соединение азота -? (Ответ: нашатырь или
хлорид аммония)

6. Рыжий лисий хвост нам показывает — ? (Ответ -
оксид азота IV)

7. Для производства удобрений, бездымного
пороха, взрывчатых веществ (нитроглицерина и
динамита), лекарств, красителей, пластмасс,
удобрений, пиротехнических устройств
используется кислота -? (Ответ: азотная)

2 этап. Проверка знаний изученного
материала (3–5 минут)

У доски 1 ученик выполняет задание №4 стр 131, а
класс работает в тетрадях. Записать формулы
веществ.

Слайд 2. 1 балл за правильную формулу/

1. Газ, рождающий селитру (N2)

2. Аммиак (NH3)

3. Бурый газ (NO2)



4. Темно-синяя жидкость, которая при растворении
образует азотистую кислоту (N2O3)

5. Азотная кислота (HNO3)

6. Высший оксид азота (N2O5)

7. Нашатырь (NH4Cl)

8. Нашатырный спирт (NH4OH)

9. Нитрат аммония (NH4 NO3)

10. Ядовитое вещество, накапливающееся в арбузах
при разложении нитрата кальция (Ca(NO3)2)

Оценивание результатов (парная работа,
учащиеся обмениваются тетрадями).

Слайд 3.

Всего – 17 баллов,

8 баллов – оценка “3”

12 баллов — оценка “4”

16 баллов – оценка “5”

3. Актуализация знаний

3 этап

. (25 минут)

Мы продолжаем изучение большой и важной темы
“Неметаллы. Элементы V A группы”.

Следующий элемент, с которым мы сегодня
познакомимся, академик А.Е.Ферсман не случайно
назвал “Элементом жизни и мысли”. Он входит в
состав нервных, мозговых, мышечных и костных
тканей.

Кто может сформулировать тему нашего урока?

Учащийся: “ Фосфор – элемент и вещество”.

Учитель:

-

Таким образом, тема нашего урока: “Фосфор
– химический элемент и простое вещество”.

Формулируются задачи урока. (В каждой
группе есть учащиеся, желающие выступить в роли
учителя, поэтому они заранее готовят презентацию
по одному из вопросов. Работа в группах
рассчитана на 5 минут. Желающие могут оформить
мини конспект прямо на уроке).

План изучения темы в группах

Характеристика химического элемента фосфора
по положению его в ПСХЭ.

  • Нахождение в природе и получение фосфора
  • Физические свойства фосфора и его аллотропные
    видоизменения
  • Химические свойства фосфора.
  • Применение фосфора и его соединений.
  • Слайд 4. План работы в группе:

    • изучите текст и выделите сведения, относящиеся
      к своему вопросу;
    • выполните предложенные задания;
    • подготовьте выступление по своему вопросу,
      основываясь на краткости, ясности и четкости
      изложения

    Групповая работа по изучению материала

    1. Подготовка выступления по своему вопросу

    (5
    минут и доклад до 3 минут).

    Группа 1

    Характеристика химического элемента фосфора
    по положению его в ПСХЭ.

    Задание:

    1. Ознакомьтесь с текстом (стр.99-103).
    2. Выделите материал, относящийся к вашему
      вопросу.
    3. Дайте характеристику фосфору по положению в
      ПСХЭ по плану:

    А) порядковый номер;
    Б) атомная масса;
    В) период (малый, большой);
    Г) группа (подгруппа: главная или побочная);
    Д) химический знак;
    Е) Строение атома (заряд ядра, число протонов,
    электронов, нейтронов, электронная формула);
    И) оксиды;
    К) летучие водородные соединения.

    2. Обсудите в группе полученные результаты и
    ответьте на вопросы:

  • Сколько электронов находится на внешнем уровне
    атома фосфора?
  • Фосфор будет отдавать или принимать данные
    электроны?
  • Какую степень окисления будет приобретать атом
    при окислительно-восстановительных процессах?
  • Сделайте вывод: К какому классу соединений
    относится фосфор (металл или неметалл).
  • Сравните активность химического элемента
    фосфора с азотом и серой.
  • Подготовьте выступление по данному вопросу,
    основываясь на краткости, ясности и четкости
    изложении.
  • Группа 2



    1. Нахождение в природе и получение фосфора

    Задание:

    1. Ознакомьтесь с текстом (стр 104, 138, 144).
    2. Выделите материал, относящийся к вашему
      вопросу.
    3. Запишите уравнения реакций.
    4. Сделайте выводы.

    2. Подготовьте выступление по данному
    вопросу, основываясь на краткости четкости
    изложении.

    Группа 3

    1. Аллотропные видоизменения фосфора.
    Физические свойства простого вещества.

    Задание:

    1. Ознакомьтесь с текстом.
    2. Выделите материал, относящийся к вашему
      вопросу.
    3. Рассмотрите коллекцию “Элементы. Соединения
      фосфора”.
    4. Обсудите в группе вопросы:

    А) Агрегатное состояние, цвет, блеск, плотность
    (легкий или тяжелый), плавкость (легко –или
    тугоплавкий), электро- и теплопроводность,
    пластичность.
    Б) Полученные данные изобразите в виде схемы.

    2. Подготовьте выступление по данному
    вопросу, основываясь на краткости четкости
    изложении.

    Группа 4. Химические свойства фосфора

    Задание:

    1. Ознакомьтесь с текстом.

    2. Выделите материал, относящийся к вашему
    вопросу.

    3. Изучите, как ведет себя фосфор как
    восстановитель и окислитель?

    4. Выполните лабораторную работу после
    просмотра видеоролика.


    Инструкция по
    выполнению лабораторной работы

    Цель:

    Изучить свойства фосфора красного.

    Правила ТБ:

    Соблюдай осторожность при работе с
    кислотами! В случае попадания на кожу – промой
    водой! При нагревании, прогрей сначала всю
    пробирку, направляя отверстие в сторону от себя и
    соседа. Спиртовку поджигайте только при помощи
    спичек. Работу проводите в вытяжном шкафу!

    Опыт 1.

    В металлическую ложку положите
    немного красного фосфора. Нагрейте в пламени
    спиртовки.

    Опыт 2.

    Выньте ложку с горящим фосфором из
    пламени и подержите над стаканом с водой,
    предварительно подкрашенной лакмусом.

    Задание:

    А) Выполните опыты.
    Б) Обговорите в группе наблюдаемые явления.
    В) Запишите уравнение реакций.
    Г) Сделайте выводы.

    Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь
    на краткости, ясности и четкости изложении.

    Группа 5

    1. Соединения фосфора и их применение.

    Задание:

    1. Ознакомьтесь с текстом (стр.138-143).
    2. Выделите материал, относящийся к вашему
      вопросу.
    3. Обсудите в группе следующие вопросы: а) Какова
      роль фосфора и его соединений в жизни человека? б)
      Применение фосфора, как простого вещества.
    4. Составьте схему, характеризующую области
      применения фосфора и его соединений.
    5. Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь
      на краткости, ясности и четкости изложении
      .
    6. Отчет групп по изученным вопросам.

    Каждая группа, выполнив все задания,
    представляет схематизированное изложение
    своего вопроса с обсуждением и комментариями,
    учащиеся делают записи, переносят предложенные
    схемы в тетради, в результате всех групп поэтапно
    составляется опорный конспект по теме урока.
    (Время доклада не более 3 минут)

    Выводы по теме урока:

    1. Какое количество электронов находится на
      внешнем энергетическом уровне атома фосфора?
    2. Какую степень окисления имеет атом фосфора?
    3. При помощи каких опытов мы доказали, что фосфор -
      неметалл?
    4. На каких свойствах основаны области применения
      фосфора? Где в организме находится больше всего
      фосфора?

    4. Подведение итогов урока

    4 этап

    (5 мин.)

    1. Домашнее задание: § 36–38. Подготовить 10
    тестовых вопросов. № 5 стр 143.

    2. Заключительное слово учителя.

    Рефлексивный тест

    1. Узнал много нового.

    2. Мне это пригодится в жизни.

    3. На поставленные вопросы я получил ответы.

    4. На уроке работал (с интересом, без
    удовольствия) и цели урока достигнуты.

    5. Самооценка — “ __”.



    Учитель благодарит учащихся за
    сотрудничество:

    Сами, трудясь, вы сделаете все
    и для близких людей и для себя,
    а если при труде успеха не будет,
    неудача – не беда, попробуйте ещё.

    Д. И. Менделеев.

    Выставляет оценки




    Следующий: