Урок физики в 8-м классе по теме Виды теплообмена

“Мыслящий ум не чувствует себя
счастливым, пока ему не удастся
связать воедино разрозненные
факты, им наблюдаемые”.
(Д. Хевеши)

Урок разработан на основе технологии
развития критического мышления.

Приемы

: “карманное письмо”, групповой
прогноз, “Бортовой журнал”, “Зигзаг II”

Ведущая дидактическая цель

: изучение нового
материала.

Задачи урока:

Образовательные: формирование понятий о
теплообмене, о значении теплообмена в природе и
технике, формирование умений по проведению и
объяснению результатов физических опытов.

Развивающие: Развивать умение ясно
выражать свои мысли, формулировать гипотезу.

Воспитательные: Умение анализировать свою
деятельность и деятельность своих товарищей,
формирование способностей в принятии
совместного решения.

Оборудование: штатив, медная проволока,
спиртовка, маленькие гвоздики, стакан, чайная
ложка, вода, холодная и горячая, колба,
кристаллики марганцовки.

Ход урока

На уроке реализуется схема вызов –
осмысление – рефлексия.

I. Организационный момент: Для
концентрации внимания проводится разминка
“Карманное письмо”. Учащимся предлагается
описать ту вещь, которая оказалась у него в
кармане пиджака, портфеля. Пояснить, почему она
там оказалась. Эта разминка способствует
концентрации внимания учащихся.

II. Стадия вызова. Работа в группах по 7-8
человек. Группы получают карточку (карточка №1).

Учитель: Обсудите в группе ответы на указанные
вопросы. Подготовьте общий ответ.

Карточка №1

1. Что происходит при контакте тел с
разной температурой?

2. Сколько существует
способов изменения внутренней энергии?

3. Докажите на опыте, что оба способа дают один и
тот же результат.

4. На штативе закреплена медная проволока, на
которой с помощью воска прикреплены гвоздики.
Свободный конец проволоки нагревают с помощью
спиртовки. Что будет происходить? К какому
способу изменения внутренней энергии вы
отнесёте данный опыт.

5. В стакан с горячей водой поместили чайную
ложку. Опишите изменения, которые будут
наблюдаться через 30 секунд. Измениться ли
внутренняя энергия?

6. В колбу с водой опустили кристаллики
марганцовки. Колбу нагревают с помощью
спиртовки. Сделайте предположение, что вы
увидите по мере нагревания колбы. К какому виду
изменения внутренней энергии вы отнесёте данный
опыт.

7. Сидя у костра, вы ощущайте тепло. По какому
способу происходит изменение внутренней
энергии.

8. Анализируя ответы на вопросы №4, №5, №6
сформулируйте тему урока.

Заслушивание выдвинутых гипотез, формулировка
темы занятия. Заполнение столбца №1 “Бортового
журнала”. (таблица №1):

Таблица №1


1. Предполагал 2. Установил экспериментально 3. Узнал из учебника

III. Стадия осмысления.

Экспериментальная работа

. Учитель
предлагает учащимся сверить свои идеи с
результатом опыта. Для подтверждения выдвинутых
гипотез необходимо провести физический
эксперимент и подтвердить свои идеи по вопросам
№4; №5, №6. Презентация проведенных опытов: группа
№1 выполняет опыт из вопроса №4, группа №2
выполняет опыт из вопроса №6, группа №3 выполняет
опыт из вопроса №5. По окончанию работы
заполняется столбец №2 “Бортового журнала”

Работа с учебником.

Каждой группе выдается
две карточки (с заданиями карточка №2 и карточка
– подсказка — Рисунок №3). Учащиеся работают по
единому тексту. Каждый ученик ищет ответ на
поставленные вопросы, записывает в тетрадь
ответы и докладывает результаты своей работы
эксперту группы. Заполняется столбец №3
“Бортового журнала”. Один из группы оформляет
бортовой журнал на ватмане.

Карточка №2

1. Прочитать текст целиком уловить смысл, не
вдаваясь в подробности.

2. В тексте найти
описание своего опыта или аналогичного.

3. Из карточек на вашем столе выбрать ту, которая
подходит к вашему опыту и провести
доказательство того, что в ней написано.

4. Используя данную карточку, подготовить
выступление по данному вопросу.

5. Расскажите о своих выводах членам родной
группы.

6. Подготовьте выступление от группы.

Рис 1. Карточка №3

Презентация ответов.

Эксперты каждой группы
докладывают результат работы каждого ученика,
либо общий вариант ответа. Каждая группа
представляет свой “Бортовой журнал”.

IV. Рефлексия. Учащимся предлагается
ответить на вопросы:

  1. Какой вид теплообмена может существовать через
    вакуум?
  2. В каком чайнике светлом или темном вода дольше
    не остынет? Почему?
  3. Почему жидкости и газы нагреваются снизу?
  4. Основной вид теплообмена?
  5. Какой теплообмен менее понятен?
  6. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Ответы на вопросы учащиеся выполняют на
листочках.

V. Домашнее задание.

1. Выполните экспериментальное задание на
странице 90 учебника “Физика-8” автор Громов С. В.
, изучив соответствующую литературу по данной
теме.

2. Составить презентацию в программе Power Point
“Примеры теплообмена в природе и технике”.

Следующий: