Урок физики в 7-м классе

Цели урока:

  1. Повторение и обобщение изученного материала.
  2. Развитие навыков решения экспериментальных,
    качественных и количественных задач.
  3. Обеспечение единства теории и практики.
  4. Развитие устной речи учащихся.
  5. Развитие коммуникативных способностей
    учащихся.
  6. Осуществление дифференциации обучения.
  7. Развитие положительного отношения к предмету.

Форма занятия: обобщающий урок, работа
по группам.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, физические
приборы (грузы разного объема, стаканы с водой,
динамометры, тела разной плотности. )

Ход урока

Организационный этап

Деление учащихся на четыре команды.

Мотивация и актуализация

Пояснения к ходу урока: урок проходит в виде
соревнования, за каждый конкурс команда получает
определенное количество баллов, затем
подсчитывается общее количество баллов. Каждый
ученик получает в конце урока оценку, которую
заработала его команда.

Конкурс: Кто быстрее?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Какие силы вы знаете?

2. Как обозначается сила? Какова единица
измерения?

3. Что значит сила векторная величина?

4. Что вы знаете про силу Архимеда?

5. Причина возникновения выталкивающей силы?

6. Формула для расчета силы Архимеда?

7. От чего зависит выталкивающая сила?

8. От чего не зависит?

9. Условия плавания тел?

10. Какая физическая величина изменяется при
погружении тела в жидкость?

11. Где легче плавать в морской или речной воде?
Почему?

12. Почему стальной лист тонет в воде, а судно
плавает?

13. Изменится ли осадка корабля при переходе из
реки в море?

14. Почему шар, наполненный гелием, поднимается в
воздухе?

15. Железный брусок в воде тонет, а деревянный
того же объема плавает. Почему?

(после обсуждения этих вопросов каждая группа
получает карточку с определенным количеством
баллов)

Конкурс “Сделай сам”.

1. Используя приборы (стакан с водой, груз,
динамометр) измерить силу Архимеда, действующую
на тело.

2. Дан стакан с водой, динамометр, груз.
Определите объем груза.

3. Используя два тела различного объёма
доказать, что сила Архимеда зависит от объёма.

4. Используя таблицу плотности объяснить,
почему стальной груз тонет в воде, а пробка
плавает.

(Представитель от каждой команды докладывает о
выполнении задания и соответственно получает
определённое количество баллов)

Тест.

(Каждая команда получает карточки с заданиями. )

I. 1. Пробирка с грузом плавает на поверхности
жидкости. Изменится ли глубина её погружения,
если из пробирки вынуть груз и подвесить его к
пробирке снаружи?

а) изменится б) нет

I. 2. На весах, находящихся под стеклянным
колпаком, из-под которого выкачан воздух,
уравновешены шары разного диаметра. Нарушится ли
равновесие, если под колпак впустить воздух?

а) да

б) нет

I. 3. Плавают два бруска одинакового размера -
один деревянный (1), а другой пробковый (2).

На какой из них можно положить больший груз, не
утопив брусок?

а) на 1

б) на 2

I. 4. Тело помещено полностью в стакан с водой,
если в стакан долить воды, изменится ли
выталкивающая сила?

а) нет

б) да

II. 1. Изменится ли архимедова сила, если брусок,
находящийся в жидкости горизонтально, перевести
в вертикальное положение?

а) да

б) нет

II. 2. В один из сосудов, в которые опущены
одинаковые тела, налита вода, в другой – масло.
Можно ли по показаниям динамометров определите,
в каком сосуде налита вода.

а) да

б) нет

II. 3. Одинаковые ли выталкивающие силы будут
действовать на тело в жидкости при погружении
его на разную глубину?

а) да

б) нет

II. 4. Нарушится ли равновесие весов, если одну
гирю опустить в воду, а другую в керосин?

а) нет

б) нарушится

III. 1. В сосуде плавают одинакового размера
деревянный и пробковый бруски. Какой из них
больше выступает из жидкости?



а) пробковый

б) деревянный

III. 2. Подвешенные к коромыслу весов одинаковые
шары погрузили в жидкость, один в масло, другой в
воду. Нарушится ли равновесие весов?

а) да

б) нет

III. 3. Одинакового объема тела стеклянное (1) и
стальное (2) опущены в воду. Одинаковые ли
выталкивающие силы действуют на них?

а) нет

б) да

III. 4. Груз подвешен к динамометру. Изменится ли
показание динамометра при погружении груза в
жидкость?

а) да

б) нет

IV. 1. Первый стальной шар в два раза больше, чем
второй. На какой из опущенных в воду стальных
шаров действует наибольшая архимедова сила?

а) 1

б) 2

IV. 2. Две одинаковые пробирки с песком опущены в
сосуды с жидкостями различной плотности. Можно
ли опытным путем определить плотность какой
жидкости больше?

а) нет

б) да

IV. 3. В какую из этих жидкостей пробирка –
поплавок погрузится

глубже?

а) в воду

б) в масло

IV. 4. Нарушится ли равновесие весов, если бруски
равного объема опустить в воду?

а) да

б) нет

Тест проверяется, ответы представлены на
экране.

Конкурс “Реши сам”

Каждая команда получает задачи для решения.
Количество задач определяется количеством
учащихся.

I.

1. Масса тела 45 кг, а его объём 0,1 м3 . Будет
ли это тело плавать в керосине?

2. Масса тела 60 кг, его объём 0,003м3. Будет ли
оно плавать в воде?

3. Масса тела 80 кг, его объём 0,04м3. Будет ли
оно плавать в керосине?

4. Объём тела 0,02м3. Масса тела 100 кг. Будет
ли тело плавать в воде?

5. Бревно имеет массу 130 кг, а его объём 0,2м3.
Будет ли тело плавать в воде?

6. Масса тела 40 кг, а его объём 0,01м3. Будет
ли оно плавать в керосине?

II.

1. Объём тела 0,002м3, вес его в воздухе 20Н.
Утонет ли оно в воде?

2. Вес тела 16Н, объём его 0,002м3. Утонет ли
оно в керосине?

3. Утонет ли тело в бензине, если его объём 0,005м3,
а вес в воздухе 15Н?

4. Вес тела 20Н, объём его 0,003м3. Утонет ли
оно в керосине?

5. Объём тела 0,004м3, вес его в воздухе 18Н.
Утонет ли оно в воде?

6. Вес тела 260Н, объём его 0,04м3. Утонет ли
оно в воде?

III.

1. Тело в воздухе имеет вес 56Н, а при погружении в
керосин вес равен 54,5Н, чему равна сила Архимеда?

2. Деталь в воздухе имеет вес 48Н, а при
погружении в керосин вес равен 45,5Н, чему равна
сила Архимеда?

3. Тело в воздухе имеет вес 72Н, а при погружении в
керосин вес равен 74Н, чему равна сила Архимеда?

4. Шарик в воздухе имеет вес 64Н, а при погружении
в масло вес равен 62Н, чему равна сила Архимеда?

5. Деталь в воздухе имеет вес 47,5Н, а при
погружении в воду вес равен 45,2Н, чему равна сила
Архимеда?

6. Тело в воздухе имеет вес 44,5Н, а при погружении
в керосин вес равен 40,5Н, чему равна сила Архимеда?

IV.

1. Определить силу Архимеда, действующую на тело
объёмом 0,6м3 наполовину погруженное в
керосин?

2. Определить силу Архимеда, действующую на тело
объёмом 200см3 полностью погруженное в
ртуть.

3. Определить силу Архимеда, действующую на тело
объёмом 2м3 погруженное в воду.

4. Объём тела 1м3 погрузили в морскую воду.
Определить выталкивающую силу, действующую на
тело.

5. Определить силу Архимеда, действующую на тело
объёмом 0,25м3, погруженное в керосин.

6. Определить силу Архимеда, действующую на тело
объёмом 20см3, погруженное в бензин.

Учитель проверяет решения задач, а в это время
учащиеся слушают сообщения по темам:

  • “Легенда об Архимеде” [1]
  • “Архимедова сила и киты” [5]

Заключение: подведение итогов, оглашение
результатов.

Информационные ресурсы:

1. А. В. Перышкин Физика 7 класс.

2. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова Сборник задач по
физике.

3. А. Е. Марон, Е. А. Марон Дидактические материалы
7 класс.

4. Д. И. Пеннер, А. Худайбердиев
Программированные задания по физике для 7 класса

5. Книга для чтения составитель Кириллова.

Презентация




Следующий: