Урок физики в 7-м классе Сила трения

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с силой трения, закрепить полученные знания о силах
    в природе. Сформировать понятие “трение” и “сила трения”;
  • продолжать формирование естественнонаучных представлений;
  • продолжать отработку практических навыков работы с оборудованием;
  • способствовать бережному отношению к приборам и оборудованию;
  • способствовать нравственному воспитанию учащихся через рассказ об
    ученых.

Формируемые умения:

работать с приборами, наблюдать, сравнивать
результаты опытов, делать выводы.

Тип урока:

комбинированный.

Оборудование:

динамометр; деревянные бруски; набор грузов; песок.

Демонстрации:

  • Силы трения покоя, скольжения.
  • Сравнение сил трения скольжения и качения.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний. Создание ситуаций успеха.
  1. Фронтальный опрос:
  • Что называется силой?
  • Какие силы мы уже изучили?
  • Как дать полный ответ о любой силе?
  • С помощью какого прибора можно измерить силу?
  1. Решение задач. (У доски)
  • Какая сила тяжести действует на яблоко массой 120г?
  • Пружину жесткостью 500Н/м растянули на 2 см. Под действием какой силы
    она была растянута?
  1. Определите, о какой силе говорится в тексте книги “Занимательная физика”
    Я.И. Перельман “Всем нам случалось выходить из дома в гололедицу: сколько
    усилий стоит нам удержаться от падения, сколько смешных движений приходится
    нам проделывать, чтобы устоять!”
  2. Примеры проявления явления трения в природе.

  1. Объяснение нового материала.

Презентация. Тема урока “Сила трения”
(слайд 1)

  1. Знакомство с силой трения (слайд 2,3)

Опыт 1. Влияние силы трения на движение тел. Толкнуть брусок по доске
трибометра. Выявить причину быстрой остановки бруска.

  • Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с
    поверхностью другого, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно
    друг друга, называется силой трения. (Ролик “Сила”)
  • Обозначается сила трения буквой F с индексом Fтр

Причины возникновения силы трения:

шероховатость поверхностей соприкасающихся тел

взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел

Как правило, в большинстве случаев трение
обусловлено этой причиной
Возникает в случае гладко отшлифованных
поверхностей
  1. Немного истории (слайд 4,5)

Первым силу трения исследовал Леонардо да Винчи (1452-1519г.г.). Позже
исследовали эту силу Гилиома Амонтон (1663-1705г.г.) и Шарль Кулон
(1736-1806г.г.). Амонтон и Кулон ввели понятие коэффициента трения.

  1. Рассмотрим подробнее силу трения

Существуют различные виды сухого трения:

Трение покоя (слайд6). Сила, которая удерживает шкаф на месте -
сила трения покоя. Чтобы сдвинуть тело с опоры нужно приложить силу. Эта сила
уравновешивает силу трения. На наклонной опоре сила трения удерживает тело. Сила
трения покоя по величине может достигать больших значений. (Ролик “Трение
покоя”)

Задание №1. Измерение силы трения.

Оборудование: бруски, набор грузов, динамометр, линейка.

Ход работы:

  • На доску трибометра положить деревянный брусок с грузом 100г, за крючок
    бруска прикрепить динамометр, и держа его горизонтально постепенно
    увеличивать силу тяги.
  • Сделать вывод.

Вывод: пока сила тяги мала, брусок остаётся в покое. Значит кроме силы
тяги, на брусок действует еще какая-то сила, противодействующая данной. Эту силу
называют силой трения покоя.

Трение скольжения (слайд7). Когда тело начинает
двигаться по опоре, возникает сила трения скольжения, направленная в сторону,
противоположную движению.

Задание №2. Измерение силы трения скольжения.

Оборудование: бруски, набор грузов, динамометр, линейка.

Ход работы:

  • Положите брусок на поверхность стола. Прикрепите динамометр к бруску и
    тяните за динамометр равномерно (с одинаковой скоростью).
  • Определите показания динамометра. Как можно уменьшить силу трения?
    Ответ: Чтобы уменьшить трение, на гладкие поверхности трущихся тел наносят
    жидкую смазку.
  • Поместите на брусок поочередно 1, затем 2, а затем 3 груза и для каждого
    из случаев измерьте силу трения.
  • Записать результат.
  • Сделать вывод.

Вывод: между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного
притяжения, которые и являются причиной трения. Если тела хорошо отполированы,
то сила трения может стать очень большой.



Трение качения (слайд8). Трение качения — сила трения, которая
возникает, когда одно тело катится по поверхности другого. (ролик “Сила
трения качения”).

В технике часто для уменьшения сил сухого трения наносят смазку, или заменяют
трение скольжения трением качения (применяют подшипники). Сила трения качения
намного меньше трения скольжения.

Задание №3: Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения.

Оборудование: брусок, динамометр, каток (вместо катка можно
взять брусок и деревянные карандаши), линейка.

Ход работы:

  • Собрать установку (рис.1). (Если нет катка, то можно брусок положить на
    деревянные карандаши). Записать значения сил трения
  • Собрать установку (рис.2). Записать значения сил трения
Рис.1. Рис.2.
  • Сравнить значения и сделать вывод.

(Ролик “Отличие сил трения”)

  1. Другие силы трения.

При движении твердых тел в жидкостях возникает сила вязкого трения. Величина
вязкого трения зависит от формы тела, рода жидкости и скорости движения тела.

  1. Особенности силы трения
  • возникают при соприкосновении двух движущихся тел
  • действуют параллельно поверхности соприкосновения тел
  • направлено против движения тела
  1. Нужно ли избавляться от трения? (слайд 9,10,11)

Представим нашу жизнь без трения (беседа с учащимися)

  1. Рефлексивно-оценочный этап:

  1. Ответить на вопросы:
  • Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов,
    останавливается?
    Ответ: На движущееся тело действует сила трения скольжения, которая
    направлена против движения и уменьшает скорость тела.
  • Почему труднее санки сдвинуть с места, чем их везти?
    Ответ: Сила трения покоя при движении с места санок больше силы трения
    скольжения.
  • Почему бочку катят, а не переносят?
    Ответ: В данном случае заменяют силу трения скольжения силой трения
    качения, которая значительно меньше
  • Как можно уменьшить трение?
    Ответ: Смазка уменьшает трение, и заменить скольжение тела качением. Сила
    трения качения меньше силы трения скольжения.
  • Как увеличить трение?
    Ответ: Сделать поверхность неровной (шероховатой) или увеличить силу
    давления.
  1. Объясните поговорки о трении:
  • “Не подмажешь – не поедешь”.
  • “Пошло дело как по маслу”.
  • “Что кругло – легко катится”.
  • “Лыжи скользят по погоде”.
  • “Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой”
  1. Давайте подведем итог нашего урока:
  • Какое явление мы изучили?
  • Каковы причины возникновения трения?
  • От чего зависит трение?
  • Какие способы уменьшения и увеличения трения существуют?
  • Зависит ли трение от среды, в которой оно возникает?
  • Какие виды трения существуют вокруг нас?
  • Какие физические величины характеризуют каждый из видов трения?
  • Что вам понравилось на уроке? (слайд12)
  • Что было трудным?
  1. Домашнее задание:
  1. §16-17; вопросы к параграфу; 10 примеров различного проявления силы
    трения (найти из дополнительной литературы). Написать сочинение на тему:
    “Если не было силы трения”.
  2. Высокий уровень. Задачи на смекалку:
  • На столе лежит стопка книг. Что легче: вытянуть нижнюю книгу,
    придерживая остальные, или привести в движение всю стопку, потянув за нижнюю
    книжку?
  • Чему равен коэффициент трения колёс о дорогу, если сила тяги машины
    массой 1т равна 500Н.



Следующий: