Урок физики в 7-м классе по теме Воздухоплавание с применением технологии критического мышления


Образовательные цели:

  • объяснить возникновение силы Архимеда в газах,
  • рассмотреть практическое применение силы Архимеда в газах.

Развивающие цели:

  • развитие критического мышления,
  • развитие учебно-интеллектуальных умений (объяснять, делать выводы)
  • развитие учебно-информационных умений (работать с текстом, выбирать ответы на вопросы),
  • развитие учебно-коммуникативных умений (взаимодействовать в группе).

Воспитательная цель: воспитание самостоятельности и целеустремленности в достижении поставленной цели.

Оборудование к уроку:

  1. Компьютер.
  2. Медиапроектор.
  3. Презентация « История воздухоплавания» (приложение).
  4. Воздушные шары разного цвета по количеству учащихся в группах.
  5. Листочки бумаги для каждого ученика.
  6. Задачники для каждого ученика.

Для создания положительной мотивации подготовить Незнайку для сценки в начале урока.

При проведении урока использован прием « Зигзаг-2»:

  1. Учащиеся изучают текст, затем делятся на группы по количеству вопросов к данному тексту их количество должно совпадать с количеством участников группы.
  2. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления.
  3. Вернувшись в «домашние» группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг.момент.

Приветствие, психологический настрой.

2. Формулирование темы. Постановка задач на урок.

Появляется Незнайка с книгой Н.Н.Носова.

– Малыш, а ты куда?

– Я герой этой книги – Незнайка. Я и мои друзья часто задавали вопросы Знайке, но он оставлял их без ответа, поэтому я хочу, чтобы ребята помогли найти ответы. (Зачитывает отрывки из книги /см. далее/ и задает вопросы).

Учитель записывает вопросы на доску:

– Почему шар полетит?

– Зачем шар наполняют теплым воздухом?

– Зачем в корзину кладут мешки с песком?

Незнайка: «Ребята, я дарю вам эти шары и жду от вас письма с ответами на вопросы. До свидания».

– В соответствии с поставленными вопросами сформулируйте тему урока (записывает тему на доску).

– «Воздухоплавание»

3. Изучение нового материала.

1. Работа с текстом § 52 (учебник А.В. Перышкина), задание: найти ответы на вопросы.

Ученики работают в группах, но каждый ищет ответ на свой вопрос (те, кто выбрал синие шары, отвечает на первый вопрос, красные – на второй, белые – на третий).

2. Обсуждение ответов на поставленные вопросы в экспертных группах, выбор отвечающего.

Ученики объединяются в экспертные группы по номерам вопросов или цвету шаров.

3. Обмен ответами на вопросы в первоначальных группах.

Ученики возвращаются в первоначальные группы и объясняют содержание ответов всей группе.

4. Презентация ответов на вопросы.

Выступают выбранные учащиеся от экспертных групп.

5. Демонстрация движения воздушного шара, наполненного гелием.

6. Исторический экскурс по развитию воздухоплавания. (Демонстрация презентации. Приложение).

4. Закрепление.

1. Ответить на вопросы:

  • Как шар опустится на Землю?
  • Как рассчитать подъемную силу воздушного шара?

2. Решить задачу (В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс») № 657, 658 на выбор одну. Затем обсуждается решение задач.

Решают задачи по выбору.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Задание: написать письмо Незнайке, ответив на его вопросы.



Пишут письмо.

6. Домашнее задание.

Прочитать § 52, повторить темы «Сила Архимеда», «Атмосферное давление».

Отрывки из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».



… Все жители Цветочного города приходили и смотрели на огромный шар, который был привязан к ореховому кусту.

– Шар легкий – говорили одни, – его свободно можно поднять одной рукой кверху.

– Легкий-то он легкий, но по-моему, он не полетит, – сказал малыш по имени Топик.

Коротошки задумались: «Шар легкий, а все-таки он тяжелый. Это верно. Как же он полетит?»

НЕЗНАЙКА: «Почему шар полетит?»

…На следующее утро стали готовиться в путь. Торопыжка первым залез в корзину, за ним – Незнайка.

– Вы чего забрались в корзину? – спросил Знайка.

– Вылезайте еще рано. Шар сначала надо заполнить теплым воздухом.



– А зачем теплым? – спросил Торопыжка.

НЕЗНАЙКА: «Зачем шар наполняют теплым воздухом?»

…Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить в корзину.

– Что это они делают? – спрашивали друг друга зрители.

– Эй, зачем вам мешки с песком? – закричал Топик, который сидел на заборе.

НЕЗНАЙКА: «Зачем в корзину кладут мешки с песком?»

Примеры писем, написанных Незнайке.

Привет, Незнайка.

Отвечаю на твои вопросы: Почему шар полетит?

– Так как сила Архимеда больше силы тяжести.

Зачем шар наполняют теплым воздухом?

– Для того чтобы плотность теплого воздуха была меньше плотности атмосферного воздуха.

– А для того чтобы взлететь используют специальный груз-балласт. Во время полета его сбрасывают, изменяя направление (вверх или вниз).

Пока. Присылай вопросы, попробую на них ответить.

Гладких Даша, 7 класс

Здравствуй, Незнайка.

Я ответила на твои вопросы.

  1. Почему шар полетит? Потому что на шар действует сила Архимеда, которая больше чем сила тяжести.
  2. Зачем шар наполняют теплым воздухом? Для того чтобы уменьшить плотность воздуха в шаре, чтобы затем подняться как можно выше вверх.
  3. Зачем в корзину кладут мешки с песком? Для того чтобы когда в воздухе сила Архимеда и сила тяжести станут равными, их сбросить, чтобы сила Архимеда стала опять больше силы тяжести.

До свидания, Незнайка.

Наташа Демиденко, 7 класс




Следующий: