Урок физики в 7-м классе по теме Вес тела


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с силой «Вес тела».
  2. Развитие наблюдательности, умственных
    операций: обобщение, сравнение, анализ.
  3. Воспитание устойчивого интереса к предмету
    через познание окружающего мира.

ХОД УРОКА

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучили тему «Сила
упругости». Сейчас я предлагаю вам проверить,
хорошо ли вы поняли и усвоили ее.

На слайдах презентации Вы увидите неоконченные
предложения или пропуски слов в предложениях, к
ним даны рисунки, которые подскажут вам
правильный ответ. Эти предложения вам предстоит
окончить или вставить в них пропущенные слова,
тем самым вы повторите пройденный материал, а я
проверю, как хорошо вы его знаете. Кроме этого мы
вспомним, что необходимо знать о любой силе.

  1. При любом виде деформации возникает … (сила
    упругости). (Слайд 2)
  2. Сила упругости всегда направлена
    …(противоположно деформации). (Слайд 3)
  3. Точка приложения силы упругости — это…(точка
    соединения тела и пружины). (Слайд 4)
  4. Соотношение между силой упругости Fупр
    пружины и ее удлинением k:
    называют законом … (Гука) по имени его
    первооткрывателя.(Слайд 5).
  5. Коэффициент пропорциональности k в этом законе
    называется…(жесткостью) пружины. (Слайд 6)
  6. Чем больше коэффициент k пружины, тем … (большую)
    силу надо приложить, чтобы растянуть ее на 1 см,
    что соответствует нашим представлениям о
    жесткости тела. (Слайд 7).
    А теперь вам предстоит выбрать правильный ответ
    из предложенных вариантов:
  7. Жесткость тела определяется:
  • учеником;
  • материалом, цветом, вкусом;
  • длиной, материалом, диаметром. (Слайд 8).
  1. Для резиновых жгутов, металлических проволок и
    стержней закон Гука справедлив при (больших) или
    (малых) удлинениях ?l. (Слайд 9).
  2. Запиши формулы, используя буквенные
    обозначения: Fупр, k, ?l. (Слайд 10).
  • закон Гука;
  • жесткость пружины;
  • удлинение пружины.
  1. Нарисуй силы упругости, действующие со стороны
    стержня на шарик. (Слайд 11)
  2. Подпиши силы, изображенные на рисунке. (Слайд 12).

Судя по вашей активности, я делаю вывод, что
данное задание не оказалось для вас сложным, и вы
все хорошо разобрались с силой упругости, а закон
Гука усвоили и выучили наизусть все.

Изучение нового материала.

Вопрос:

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет,
например, 50 кг? (Слайд 13).

Проведем голосование.

Поднимите руки те, кто считает, что говорим
правильно.

А теперь те, кто считает, что говорим
неправильно. Мнения разделились. Не будем
спорить, кто прав, а кто нет. Разобраться в этом
вам поможет новая тема «Вес тела». Запишем ее в
тетрадь. Вес тела – это сила и исходя из этого,
скажите, что нам нужно будет узнать о ней?

Существует план изучения физических величин: (
Слайд 14).

  1. Определение.
  2. Вектор или скаляр.
  3. Буквенное обозначение.
  4. Формула.
  5. Прибор для измерения.
  6. Единица величины.

Кроме этого, нам хорошо известно, что сила – это
векторная величина,



а, следовательно, необходимо выяснить ее
направление и точку приложения. (Слайд 15).

Эти пункты плана и будут целью нашего урока, а
кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос.

Проведем опыт. Положим на стол полиэтиленовый
пакет с водой. Мы видим, что пакет деформировался.
Следовательно, можно сделать вывод: стол
действует на тело. (Слайд 16)

Но нам хорошо известно из пройденного, что тела
взаимодействуют, следовательно, тело тоже
действует на стол.

Вопрос: С какой силой тело действует на стол?
(Слайд 17)

Эта сила называется — весом тела.

1. Определение.

Вес тела — это сила, с которой тело вследствие
притяжения к Земле действует на опору или подвес.
(Слайд 18)

2. Вектор.



А

каково направление веса тела? Чтобы
ответить на этот вопрос, вспомним направление
силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда
направлена вертикально вниз, значит и вес тела
тоже, так как эта сила возникает вследствие
притяжения к Земле. (Слайд 19)

3.Буквенное обозначение: Р

4.Формула. Р = F тяж . Если тело и опора
неподвижны или движутся равномерно и
прямолинейно. (Слайд 20).

5. [ P ] = [ 1 Ньютон ] = [ 1 H ] (Слайд 21)

6. Динамометр – прибор для измерения веса
тела. (Слайд 22)

Точкой приложения веса тела является – точка
соприкосновения тела и опоры, тела и подвеса.

Направление и точку приложения покажем на
рисунке. (Слайд 23)

Закрепление и первичная проверка знаний.

А, теперь узнав, все о весе тела, давайте,
сравним три величины: силу тяжести, вес тела и
массу. (Слайд 24) Сравнение будем проводить по
плану изучения физической величины. Определение
дадим устно, а все остальное запишем письменно в
тетрадь. Три учащихся выходят к доске и выполняют
задание на доске.


СИЛА ТЯЖЕСТИ ВЕС ТЕЛА МАССА
  1. Определение (устно).
  2. Вектор, вертикально вниз.
  3. F тяж
  4. F тяж = m g.
  5. [F тяж ] = [ 1 H ]
  6. Динамометр.

Точка приложения – центр тела.

  1. Определение (устно).
  2. Вектор, вертикально вниз.
  3. Р.
  4. Р = F тяж .
  5. [ P] = [ 1 H ]
  6. Динамометр

Точка приложения – точка соединения тела и
опоры, тела и подвеса.

  1. Определение (устно).
  2. Скаляр.
  3. m
  4. m = p v
  5. [m] = [ 1 кг ]
  6. Весы.

Ответьте на вопросы:

  1. Что общего между силой тяжести и весом тела?
  2. В чем различие между этими силами?
  3. Что общего между силой тяжести и массой?
  4. Что общего между весом тела и массой?

Итог урока.

Вопрос.

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет,
например, 50 кг? (Слайд25)

Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно,
так как 50 кг это масса и ее измеряют весами, а вес
тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для
измерения – динамометр. Вспомните, кто из вас
голосовал, что мы говорим правильно, и кто, что
неправильно. Теперь, я думаю, у вас не осталось
сомнений в том, что необходимо говорить и в
повседневной жизни правильно, показывая тем
самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее
знаете.

Рефлексия.

Что было сложного при изучении нового
материала?



Что было непонятно?

Что было интересно?

Дополнительно, если осталось время.

Задача. (Слайд 26)

Определите вес груши.

Домашнее задание: Слайд (27)

  1. § 26, вес тела — наизусть (по плану).
  2. Упр. 9:
  3. Решить обязательно задачи № 1,2,4;
  4. Задачи № 3,5 – по желанию.

Литература:

  1. А.В. Перышкин «Учебник физики для 7 класса»,
    Москва, Дрофа 2006.
  2. 1С: Школа. Физика 7 класс. Образовательный
    комплекс. Под редакцией Н.К.Хананова. ЗАО «1С», 2006.
    ООО «1С-Паблишинг», 2006.

Приложение




Следующий: