Урок физики в 7-м классе по теме Простые механизмы

Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся в понятиях: силы, работы, мощности на примере простых механизмов.

Задачи урока:

  • Сформировать понятие простых механизмов.
  • Развить умение ставить опыты и их анализировать.
  • Развивать интерес, наблюдательность, творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • Рычаг, штатив, набор грузов, динамометр, блоки, наклонная плоскость.
  • Картина «Бурлаки на Волге» И. Репина.
  • Запись песни «Эх, дубинушка, ухнем!» в исполнении Шаляпина.

Конспект урока:

Мотивационный этап. Актуализация знаний и действий.
Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Звучит музыка. Посмотрите на картину. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слушаете музыку и смотрите на картину. Учащиеся размышляют и высказывают свое мнение.
– Как бы вы помогли бурлакам? Использовали технику.
Несколько последних уроков мы изучали такие понятия, как работа, энергия, мощность. Повторим эти понятия. Учащимся предлагаются вопросы по этим понятиям. Отвечают на поставленные вопросы.
– А какую мощность может развить человек? Думаем небольшую.
– Что использует человек для увеличения своих возможностей? Выясним сегодня на уроке.
Этап введения новых знаний. Обучение приемам получения знаний в ходе эксперимента.
Тема урока: «Простые механизмы» Записывают в тетради.
Сформулируем цель нашего урока. Учащиеся формулируют цели урока.
Человек использует для совершения работы различные приспособления очень давно. Приспособления, служащие для преобразования силы, называют простыми механизмами. К ним относятся: рычаг, блок, наклонная плоскость. Показывает и дает краткую характеристику каждого механизма. Для чего же используют механизмы? Выясним на опыте. Класс разделен на четыре экспериментальные группы:
1-я изучает наклонную плоскость.
2-я изучает рычаг.
3-я изучает подвижный блок.
4-я изучает неподвижный блок.
Работа проводится по описанию, предложенному каждой группе. См.
– А теперь заслушаем ваши выводы. Каждая группа сообщает свои результаты.
– Для чего же служат простые механизмы? Для преобразования силы.
– Что же вы скажите про работу? Выигрыша в работе нет.
Сформулируем вывод: ни один из механизмов не дает выигрыша в работе. Уже древним ученым было известно «золотое правило» механики, применимое ко всем механизмам: во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии. А теперь составим опору.
Первичное закрепление знаний.
Ученики записывают опору в тетради, ориентируясь на доску. В ходе этой работы происходит первичное проговаривание изученного материала.
Ответьте на вопросы: Как бы назвали простые механизмы иначе? Преобразователи силы.
– Какие механизмы вы знаете?
– Что называется рычагом?
– Блоком, наклонной плоскостью?
– Для чего они используются?
– Сформулируйте «золотое правило механики».
Отвечают на вопросы.
– Так как бы вы помогли бурлакам? Применили бы простые механизмы.
Итак, простые механизмы не для ленивых. Запишем домашнее задание.
Сдайте тетради для проверки.
Рефлексия
однимите руку, кому понравилось на уроке. Кому было трудно? Кто не понял? Учащиеся высказывают свое мнение.

Литература:

  1. А.В. Перышкин. Физика 7класс.Дрофа. Москва. 2003.

Приложение.

Следующий: