Урок физики в 7-м классе по теме Плотность вещества

Цель урока: способствовать
формированию ключевых компетенций обучающихся
по теме «Плотность вещества».

Задачи:

  • Обучающие:
    • с помощью проблемно-поискового метода выяснить
      от чего зависит плотность вещества и ее
      физический смысл;
    • используя текстовую информацию в учебнике,
      охарактеризовать плотность вещества как
      физическую величину с помощью плана;
    • определить различия плотности вещества,
      находящегося в разных агрегатных состояниях;
    • формирование опыта практической деятельности
  • Развивающие:
    • способствовать развитию умения анализировать,
      предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы,
      наблюдать и экспериментировать;
    • способствовать развитию умения грамотно
      выражать речью свои мысли
  • Воспитательные:
    • мотивировать на активную деятельность
      обучающихся на уроке;
    • мотивировать на познавательный интерес к
      предмету и окружающим явлениям;
    • формирование умений оценивать свои и чужие
      поступки и действия, умения работать в
      коллективе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний
на деятельностной основе.

Формы работы учащихся: фронтальная,
индивидуальная.

Методы:

  • словесные (рассказ дискуссия),
  • наглядные (наблюдение, самостоятельная работа
    обучаемых,),
  • проблемно-поисковый (создание проблемной
    ситуации и поиск информации),
  • стимулирования и мотивации (создание условий
    значимости учения, создание ситуации успеха),
  • метод контроля (фронтальный опрос)

Необходимое техническое оборудование:компьютер,
мультимедийный проек­тор, экран, ареометр,
емкости разного объема.

ХОД УРОКА

I. Организационный

Приветствие обучающихся. Проверка
готовности к уроку.

II. Мотивационный

Учитель: Сегодня вам представиться
возможность вместе со мной исследовать новую
физическую величину, а какую вы поможете мне
определить чуть позже. А начать урок хочу с
легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались – корона!

Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много –
Сколько нужно – в самый раз.
Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает…

Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь
(Если совесть не иметь)…

И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?

Не желал терпеть урон
Сиракузец Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.

Гиерон:
Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?

Архимед:
Чистым золотом сверкает.

Гиерон:
Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что–то:
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить…

Ответьте на вопрос: Каким способом можно
определить, из чего сделана корона?

Ученики: Дискутируют, выдвигают
гипотезы.

Учитель: Я выслушала все ваши доводы,
гипотезы, но правильный ответ я не услышала.
Хватают вам знания для ответа на вопрос?
Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что
мы уже знаем.

III. Актуализация знаний

Учитель: Ответьте на такие вопросы:

1. Из чего состоят все вещества?
2. В каких агрегатных состояниях может находится
вещество?
3. Чем отличаются агрегатные состояния друг от
друга?
4. Как определит объем тела правильной формы;
неправильной формы?
5. Какими способами можно определить массу тела?
6. Подумайте и дайте правильный ответ на вопрос:
что тяжелее атом или молекула?
Ученики отвечают на вопросы, друг друга
контролируя.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Посмотрите на первый рисунок
и сделайте сравнительную характеристику тел,
изображенных на рисунке.

Ученики: Эти тела объединяют такие
свойства как одинаковые размеры, одинаковые
агрегатные состояния, но отличают их масса и
цвет.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Тела, имеющие одинаковые
объемы, имеют разные массы.

Учитель: Теперь посмотрите на
следующий рисунок и сделайте сравнительный
анализ.

Ученики: У тел одинаковая масса,
агрегатное состояние. Различие состоит в размере
тел и их цвете. Вывод можно сделать такой: тела,
имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.

Учитель: Чтобы выяснить причину
такого различия, давайте «заглянем» во
внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий
рисунок и сделайте вывод.

Ученики: Размеры одинаковые,
отличаются размерами молекул и промежутками
между ними.

Учитель: А если размеры молекул
отличаются, то чем они еще отличаются?



Ученики: Выдвигают гипотезы и дают
правильный ответ – массой.

Учитель: А одинаковое число молекул
помещается в данном объеме?

Ученики: Разное. Если сравнивать
первые два тела, то в первом теле молекулы
расположены более плотно.

Учитель: Отчего зависят различия
веществ?

Ученики: От массы молекул,
следовательно, от массы вещества и как плотно
расположены между собой молекулы.

Учитель: Как вы думаете, какую
физическую величину нужно ввести для учета выше
изложенных выводов.

Ученики: Дискутируют, выдвигают
гипотезы и с помощью учителя называют ее –
плотность вещества.

Учитель: Запишем тему урока: Плотность
вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем
изучать плотность вещества. Продолжим выдвигать
гипотезы, дискутировать и делать выводы.

Учитель: От чего зависит плотность
вещества?

Ученики: 1. От массы молекул; 2.Как
плотно расположены молекулы между собой.

Учитель: Давайте запишем физический
смысл плотности вещества: Плотность показывает
какая масса вещества приходится на единицу
объёма тела.
Теперь вы поработаете в парах по изучению
плотности вещества по плану, используя текстовую
информацию в учебнике:

1. Определение.
2. Обозначение.
3. Формула.
4. Единицы измерения.
5. Способы измерения.
6. Типичный признак.

Ученики выполняют задание письменно в тетради,
сравнивают проделанную работу в парах. Задают
вопрос, а каким еще способом можно определить
плотность вещества? Что за типичный признак
плотности?

Учитель: Если я возьму одно и тоже
вещество массой 100 г и массой 50 кг , будет ли
отличаться его плотность?

Ученики: Плотность будет одинаковая.

Учитель: Будет меняться плотность
вещества, из которого состоит тело, если тело я
буду перемещать то влево, то вверх или вниз?

Ученики: Не будет, плотность не
зависит от того куда движется тело.

Учитель: Следовательно, что
специфично для плотности вещества?

Ученики: Плотность постоянна для
одного и того же вещества, является скалярной
величиной, т.к. не зависит от направления
движения. Делают записи в тетради.

Учитель: Теперь, выясним, каким
способом можно определить плотность вещества.
Существует прибор, с помощью которого можно
измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит
на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его.
Этот прибор называется ареометр. Давайте
измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед
вами стоят различные емкости, какие, на ваш
взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность
воды и сравните ее с табличными данными и
сделайте вывод.

Ученики: Берут измерительный цилиндр,
наливают воду и измеряют плотность воды и
сравнивают с табличными данными. Делают вывод.

V. Первичное закрепление знаний

Учитель: Вернемся к легенде о
Архимеде. Каким способом можно определить, из
чего сделана корона?

Ученики: Взвесить корону, определить
ее объем и найти плотность вещества, из которого
сделана корона, и сравнить получившее значение с
табличным данным.

Учитель: Давайте подведем итоги урока.
Ответьте на вопросы:

1. Что показывает плотность вещества?
2. От чего зависит плотность вещества?
3. Какими способами можно определить плотность
вещества?
4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они
соотносятся друг с другом?

VI. Закрепление

Учитель: Откройте стр. 50-51 учебника и
обратите свое внимание на таблицы плотностей.
Почему даны три таблицы, а не одна? Почему?

Ученики: Таблицы составлены с учетом
агрегатных состояний. В различных агрегатных
состояний плотности различны, т.к. агрегатные
состояния отличаются расположением молекул,
скоростью движения и взаимодействием.

Учитель: Что означает плотность ртути
13 600 кг/м3?

Ученики: Это число означает, что в 1 м3
содержится 13 600 кг ртути.

Учитель: Зависит ли плотность воды от
её объёма?

Ученики: Не зависит, т.к. она зависит от
массы молекул и их взаимного расположения.

Учитель: Обратимся к рисункам 1, 2.
Какое тело имеет наибольшую плотность;
наименьшую плотность? Почему?

Ученики: Отвечают на поставленный
вопрос и объясняют почему.

VII. Домашнее задание

Домашнее задание разделено на три вида.
Выбор типа Д/З остается за учеником.

  • § 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7
    (1,2,3)
  • § 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на
    тему «Нужен ли в быту ареометр»
  • § 21, ответы на вопросы в конце параграфа.
    Определить плотность сахара-рафинада и
    сахара-песка. Составить план эксперимента.
    Определить плотность веществ. Сделать
    соответствующие выводы.

Учитель: Урок я хочу закончить притчей
о полной банке. Приложение
1
.
Спасибо за урок! Удачи!




Следующий: