Урок физики в 7-м классе по теме Плавание тел. Тема урока: Большая сила побеждает


Бoльшая сила побеждает

Цель урока.

  • Познакомиться и изучить условия плавания тел в
    жидкостях.
  • Научиться объяснять поведение тел (тонет,
    плавает, всплывает) сравнением силы тяжести и
    силы Архимеда, плотности жидкости и плотности
    тела.
  • Использовать полученные знания в нестандартных
    ситуациях.
  • Способствовать выработке у школьников умения
    обобщать изучаемые факты.
  • Активизировать сознательную деятельность
    учащихся.
  • Ход урока

    1. Организация начала урока.

    2. Актуализация ЗУН (устный опрос) (см.
    таблицу).

    3. Изучение нового материала.

    Вывод. На тело, погруженное в жидкость,
    действует две силы: сила тяжести и сила Архимеда.

    Под действием двух этих сил погруженное в
    жидкость тело будет двигаться в сторону большей
    силы.

    Цель нашего урока: Предсказать и объяснить
    поведение тел, оказавшихся в жидкости. Приложение №1. Слайд №2.

    Для достижения этой цели пронаблюдаем опыт.

    Оборудование: три стакана с водой, три
    различных твердых тела (металлический цилиндр,
    парафин, пенопласт). Результат опыта на слайде№3.
    Приложение №1.

    Зарисуем схематически наш эксперимент и
    сделаем выводы. Приложение №1. Слайд №4.

    Все выводы запишем в таблице. (Таблица выдается
    каждому ученику в начале урока).

    Поведение тела

    Рисунок

    Сравнение сил

    Рисунок

    Сравнение

    плотностей

    Тонет

    Плавает

    Всплывает




    -А теперь скажите, почему я назвала тему
    урока именно так?
    - За счет большей силы тело совершает
    движение в ту сторону, куда направлена большая
    сила.

    Зависит ли поведение тела от рода жидкости, ее
    плотности?

    Пронаблюдаем самостоятельно опыт.

    Оборудование: стакан с пресной водой, стакан с
    насыщенным раствором соли, две дольки сырого
    картофеля. Результат эксперимента на слайде №
    5. Приложение №1.


    - Мы видим, что долька картофеля утонула
    в пресной воде, а всплыла в соленой.
    - Почему так происходит? - Все зависит от плотностей, у пресной и
    соленой воды они не одинаковы, значит можно
    предположить, если в соленой воде картофель
    всплыл, значит, его плотность меньше чем
    плотность раствора соли. Но, а если картофель
    утонул, значит, его плотность больше плотности
    воды.
    - А когда долька картофеля будет плавать
    в жидкости?
    - Когда плотность раствора будет равна
    плотности картофеля.

    Пронаблюдаем это на опыте. Оборудование: Стакан
    с раствором соли, но такой, чтобы картофелина
    плавала в нем, долька картофеля. Результат
    эксперимента на слайде №6. Приложение №1.

    Заполним две последних колонки таблицы
    самостоятельно.

    Взаимопроверкой проверим правильность
    заполнения таблицы. Приложение №1. Слайд №7.


    - Вернемся к цели сегодняшнего урока.
    Предсказать и объяснить поведение тел,
    оказавшихся в жидкости.
    - Какой вывод можно сформулировать? - Необходимо два условия – сравнение
    сил и сравнение плотностей, для предсказания и
    объяснения поведения тел, оказавшихся в
    жидкости.

    *****Для профильного класса с углубленным
    изучением математики и физики необходимо
    рассмотреть связь между силами и плотностями
    жидкостей.

    - Между силой тяжести и силой Архимеда, а так же
    между плотностью тела и жидкости существует
    математическая связь. Докажем это.

    1. Если тело тонет, то выполняется условие:

    Fт>FА

    mт * g > g * ж * Vт

    т * Vт * g > g * ж *
    Vт

    т > ж

    2. Второе условие доказывается аналогично и у
    доски работает по желанию ученик.

    Fт = FА

    mт * g = g * ж * Vт

    т * Vт * g = g * ж *
    Vт

    т = ж

    3. Третье условие выполним самостоятельно.

    Fт < FА

    mт * g < g * ж * Vт



    т * Vт * g < g * ж *
    Vт

    т < ж

    - Достигнута ли цель урока? — Да.

    И так цель урока достигнута. Все наши
    рассуждения и новые знания помогут вам выполнить
    домашнее задание.

    4. Домашнее задание



    : § 50, упр.25(2,5). Слайд №8.
    (Разбор домашнего задания, отвечаю на вопросы,
    если они возникли).

    5. Закрепление нового материала.


    - Пользуясь таблицами плотности 2- 4,
    определите, тела из каких металлов тонут в
    машинном масле.
    - Например, осмий, золото, алюминий, цинк.
    Т. к. их плотность намного больше плотности
    машинного масла.
    - Тела, из каких веществ будет плавать в
    машинном масле?
    - Парафин, лед, т. к. их плотности равны.
    - Тела, из каких веществ будут всплывать? - Дуб, сосна, пробка, т. к. их плотности
    меньше плотности машинного масла.
    - Почему сырое свежее яйцо тонет в
    пресной воде, а испорченное всплывает?
    - У испорченного яйца плотность меньше
    чем у воды и оно всплывает, а у свежего яйца
    плотность больше чем у воды и оно тонет.
    - Почему горящий керосин нельзя тушить
    водой?

    Молодцы.

    - Т. к. плотность керосина меньше
    плотности воды он при тушении постоянно будет на
    поверхности воды, и будет продолжать гореть.



    Следующий: