Урок физики в 7-м классе по теме Масса тела. Единицы массы

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Изучение физической величины по обобщенному плану, расширение кругозора учащихся

Основные задачи:

  1. Общеобразовательные:
    • Формирование понятия «Массы» по обобщенному плану
    • Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся
    • Заложить основы для дальнейшего изучения темы «Плотность»
    • В процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала
  2. Воспитательные:
    • Продолжить формирование научно-диалектического мировоззрения
    • Воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учеником и учителем, трудолюбие
  3. Развивающие:
    • Развивать навыки работы с обобщенным планом
    • Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память
    • Развивать умение излагать полученную информацию
    • Развивать умение переключать внимание при смене рода деятельности.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компактный диск: [Мультимедиа-издание компаний «Кирилл и Мефодий» и NMG «Уроки физики Кирилла и Мефодия» 5-6 класс 7-8 класс. Урок №5 «Масса» 7-8 класс. Урок №14 «Масса. Плотность» 5-6 класс]

Оборудование: микрокалькулятор на каждой парте, весы, демонстрационные весы, наборы гирь разной массы.

Ход урока

I. Организационный момент: формулировка урока, сообщение цели и плана урока.

II. Фронтальный опрос с целью повторения пройденного материала:

  1. Вопросы классу:
  • С каким явлением мы познакомились на прошлом уроке? (Взаимодействие тел)
  • Что является причиной изменения скорости тела? (Действия тел друг на друга)
  • Как называют действия тел друг на друга? (Взаимодействием)
  • Что мы знаем о взаимодействии? (Во взаимодействии участвуют два тела, оба изменяют свою скорость)
  1. Компьютер (Уроки физики 7-8класс. Урок №5 «Масса»)
    2 страница. Абзац 3 –  - прочитать абзац
  • Разобрать пример Лодка-Человек (оба тела изменяют свою скорость и человек и лодка)
  • 2 страница. Абзац 4 – прочитать
  • 3 страница. Абзац 1 – прочитать, разобрать пример Винтовка –Пуля (Отдача винтовки легко гасится плечом стрелка. У винтовки и пули при взаимодействии разные скорости. Почему?
  • 3 страница. Абзац 1 – — взаимодействие ребенка и взрослого человека на катке Почему разные скорости? (у них разные массы)
  1. Сообщаем тему урока «Масса, единицы массы»
  • Способность тел изменять свою скорость при взаимодействии называют инертностью
  • Все тела обладают инертностью, но разной!
  1. m — масса (по плану)
  • Характеризуем инертность
  • Определение: Масса – это мера инертности
  • Чем больше m, тем больше инертность и тем медленнее тело изменяет свою скорость
  • Чем меньше масса, тем меньше инертность, тем быстрее тело изменяет свою скорость.

Компьютер (Уроки физики 7-8класс. Урок №5 «Масса»)

3 страница. Абзац 2 –  - разобрать пример легковой и грузовой автомобиль (чем больше масса, тем более инертно тело)

Компьютер (Уроки физики 7-8класс. Урок №5 «Масса»)

3 страница. Абзац 3 – рассмотреть опыт с тележками

        

Масса второй тележки в 3 раза больше т.к. ее скорость в 3 раза меньше.

Вывод  - формула связывает массу с другими величинами: во сколько раз скорость первого тела > скорости второго, во сколько раз масса первого < массы второго.

Компьютер (Уроки физики 7-8класс. Урок №5 «Масса»)

4 страница. Абзац 1 -  Единицы массы

СИ – 1кг m[кг]
 - разобрать 1т = 1000 кг
1 ц = 100 кг
1 г = 0,001 кг
1 мг = 0,000001 кг

m – скалярная величина, т.е не имеет направления

Компьютер (Уроки физики 7-8класс. Урок №5 «Масса»)

4 страница. Абзац 2 – прочитать  и найти 2 способа измерения массы.

Способы измерения массы:

  1. по взаимодействию (очень маленькие (молекулы) или очень большие тела (планеты))
  2. с помощью весов

Закрепление

  1. Компьютер (Уроки физики 7-8класс. Урок №5 «Масса»)
    4 страница. Абзац 2 –
    m  = 674 г = кг
  2. Тест, вопрос 2      
  3. Вопрос3: Какова масса винтовки в килограммах, если пуля массой 10 г вылетает из ствола со скоростью 600, а скорость отдачи составляет 1,5

  1. Компьютер (Уроки физики 5-6 класс. Урок №14 «Масса. Плотность»)
    1 страница. Абзац 1 – прочитать, рассмотреть рисунки
    1 страница. Абзац 2 – рассмотреть весы и разновесы

Задание: Рассмотрите свои весы, открыть коробочку разновесов найти гирьки по рисунку.

1 страница. Абзац 3 – познакомиться с правилами взвешивания и разобрать пример: 2 г 630 мг = 2,63 г

1 г 260 мг = 1260 мг = 1,26 г

Домашнее задание: учебник «Физика 7» Перышкин §19 Упражнение 6 (1,2)  выучить правила взвешивания страница 162 учебник.

Следующий: