Урок физики в 7-м классе по теме Инерция

Цели урока:

Обучающие:

  • выяснить физическое содержание такого физического явления как инерция.
  • выяснить ее проявление в быту и технике.

Развивающие:

  • формировать навыки работы с дополнительной литературой.
  • продолжить формирование умения наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить.

Воспитательные:

  • показать значения причинно следственных связей в познаваемости явлений.

Тип урока: комбинированный

Демонстрации: движение тележки по наклонной поверхности и по участку, на котором насыпан песок; демонстрация занимательных опытов по инерции.

Проверка знаний: проверочное тестирование по теме «Механическое движение» — 10 минут

План изложения нового материала:

  1. Причины изменения скорости тел.
  2. Понятие об инерции.
  3. Примеры ее проявления и учета в быту и технике.
  4. Фрагмент учебного фильма «Уроки Физики Кирилла и Мефодия 7-8 классы»
  5. Сообщения учащихся и занимательные опыты по инерции


Ход урока

1. Организационный момент (1 мин).

Обеспечить общую готовность учащихся к работе, эмоциональное рабочее настроение. Приветствие, запись отсутствующих учеников на уроке.

2. Проверка выполнения домашнего задания (10 мин).

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Учащимся предлагается в качестве повторения изученного материала выполнить проверочное тестирование по теме «Механическое движение».

Вариант 1.

1. Какой буквой обозначается скорость?

а) S

б) t

в) m

г) v

2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения пройденного пути?

а) м

б) м/с

в) с

г) кг

3. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать пройденный путь при равномерном движении?

а) s=v/t

б) s=t/v

в) s=v*t

г) s=v*t2

4. Какова траектория лыжника, прыгающего с трамплина?

а) прямая линия

б) ломаная линия

в) кривая линия

г) окружность

5. Мотоциклист движется со скоростью 72 км/ч, а автобус со скоростью 20 м/с. Какое из этих тел движется с большей скоростью?

а) автобус

б) мотоциклист

в) движутся одинаково

г) ответ неоднозначен

6. Пароход отходит от пристани. Движутся или находятся в покое относительно пристани пассажиры, стоящие на палубе?

а) находятся в покое

б) движутся, удаляясь от пристани

в) движутся, приближаясь к пристани

г) ответ неоднозначен

7. На столике в вагоне движущегося поезда лежит книга. Относительно каких тел книга находится в покое?

а) относительно рельсов

б) относительно столика

в) относительно проводника, проходящего по коридору

г) относительно здания вокзала

Вариант 2

1. Какой буквой обозначается путь?

а) t

б) S

в) v

г) m

2. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения скорости?

а) мин

б) кг

в) м/с

г) км

3. Какое из приведенных ниже выражений позволяет рассчитать скорость при неравномерном движении?

а) v=s*t

б) Vср=t/s

в) v=s/t 2

г) Vср=s/t

4. Какова траектория поезда, движущегося вдоль платформы станции?

а) окружность 

б) ломаная линия

в) прямая линия

г) кривая линия

5. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется?

а) дельфин

б) заяц

в) движутся одинаково

г) ответ неоднозначен

6. Яблоко, лежащее на столике вагона движущегося поезда, перемещается относительно…

а) пассажира, сидящего в вагоне

б) тепловоза

в) пассажира, идущего по вагону

7. Мальчик качается на качели. Движется или покоится этот мальчик относительно качели?

3. Мотивация и целеполагание (1 мин)

Совместная постановка целей и задач урока. Обеспечить понимание учащимися физической сути инерции. Запись темы урока.

4. Актуализация опорных знаний (3 мин)

Учитель демонстрирует опыт: движение тележки по наклонной поверхности и по участку, на котором насыпан песок. Постановка проблемного вопроса: как движется тело после прекращения действия на него другого тела?

5. Изучение нового материалы (10 мин)

Учитель использует компьютерную программу «Уроки физики Кирилла и Мефодия» по данной теме.

Постановка первой учебной проблемы:

  1. Какие виды механического движения вы уже изучали?
  2. Чем отличается равномерное прямолинейное движение от неравномерного?

*Слайд: Невозможно представить себе ситуацию, чтобы покоящееся тело вдруг само собой начало двигаться.

Пример: На столе лежит мяч. Что нужно сделать, чтобы он изменил свою скорость?

Характерный ответ: действие другого тела.

А) Траектория движения мяча, а также его скорость все время изменяются пока длится воздействие руки на мяч. После прекращения воздействия руки – мяч движется прямолинейно с постоянной скоростью;

Б) Шарик, подвешенный к нити вращаем. Пока мы держим нить, шарик движется криволинейно. Если же нить отпустить, то шарик станет двигаться прямолинейно с постоянной скоростью.

*Слайд: Точно также достаточно очевиден и другой факт: чтобы остановить движущееся тело, необходимо на него подействовать.

Вывод: изменение скорости тела (величины и направления) происходит в результате действия на него другого тела.

Постановка второй учебной проблемы:

  • как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела?

Проводится опыт по рисунку 41 учебника (на пути движения тележки, скатившейся по наклонной плоскости, насыпают песок, затем убирают его, так что поверхность становится гладкой).

  1. В каком случае тележка дольше сохраняет скорость движения?
  2. Почему?
  3. По какому признаку мы судим об этом?
  4. К какому из известных движений будет приближаться движение тележки во втором случае?
  5. Какой вывод следует из опыта?

Вывод: если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое, или движется прямолинейно и равномерно.

Тщательные опыты по изучению движения тел были впервые проведены Г. Галилеем.

*Слайд: Краткая биография ученых Г. Галилея и И. Ньютона.

*Слайд: Если на тело не действуют никакие другие тела, то его скорость не меняется. В этом случае принято говорить, что тело движется или (покоится) по инерции.

Определение: инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

Примеры: автомобиль, выключив двигатель, движется по инерции; тележка по горизонтальной опоре также движется по инерции.

Наш реальный мир накладывает жесткое ограничение на движение по инерции. Из – за сил трения и сопротивления среды скорость тел при движении по инерции быстро уменьшается.

 Деятельность учащихся: обсуждают проблемные вопросы и делают логические выводы; оформляют конспект, записывают определения и выводы в тетради.

6. Первичный контроль (2мин.)

Выявление первого уровня усвоения.

  1. Куда и почему наклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, тормозит, поворачивает налево? (направо?);
  2. Для чего делают разбег при прыжках в длину?
  3. Почему споткнувшийся человек падает вперед? А поскользнувшийся назад?

Деятельность учащихся: активное обсуждение поставленных вопросов; учащиеся отвечают на вопросы, предоставляют решения качественных задач

7. Обобщение и систематизация ЗУН (11 мин.)

Чтобы лучше понять, что такое инерция, ребята вашего класса подготовили ряд сообщений и занимательные опыты об этом явлении.

Темы сообщений:

  1. «Проявление инерции в технике и быту»;
  2. «Инерционный газовый фильтр» — известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта, которые в совокупности выбрасывают ежегодно более миллиарда твердых и газообразных частиц. Как же явление инерции помогает решать экологические проблемы?

Чтобы «прочувствовать» явление инерции на практике, можно поставить большое количество разнообразных занимательных опытов.

Примерный перечень занимательных опытов по инерции

  1. На открытой бутылке с широким горлышком установлено бумажное кольцо. На верхней точке кольца лежит мелкая монетка. Если ввести внутрь кольца палку или линейку и резким ударом в горизонтальном направлении выбить кольцо, оно, безусловно, отлетит в сторону, но монетку за собой не увлечет: она останется на месте и, лишенная опоры (кольцо-то улетело!), упадет в бутылку. Почему монетка не отправилась вслед за кольцом?
  2. Опыт с монеткой можно видоизменить. На край стола кладем полоску писчей бумаги, а на нее ставим столбиком несколько монет (шашек). Если потянуть за бумагу медленно, то столбик предметов будет двигаться вместе с листком, но если ее дернуть резко, то она останется в руках, а предметы и не шелохнутся. Объясните почему?
  3. Возьмем тяжелую монету (5 рублей), поставим ее на ребро на полоску бумаги так, чтобы 2/3 полоски свисало со стола. Придерживая свободный конец, резко ударим по нему линейкой. Бумага соскользнет со стола, а монета останется на месте.
  4. Вот небольшая тележка. Если толкнуть ее, она будет двигаться горизонтально. А теперь поставим на тележку брусок. Резко толкнем ее – брусок упадет назад. Объясните почему?

8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Рефлексия (2 мин)

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Учитель предлагает в качестве дополнительного задания заполнить таблицу «Проявление инерции в быту, технике, спорте».

Таблица: «Проявление инерции в быту, технике, спорте»

Инерция в быту

Инерция в технике

Инерция в спорте

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения: подумайте и ответьте на вопрос: Как каждый из вас усвоил новый материал?

Деятельность учащихся: запись домашнего задания:

а) основное (для всех учащихся): § 17, вопросы к параграфу

б) дополнительное (по индивидуальному выбору учащихся): Л. №№ 171-177

Следующий: