Урок физики в 7-м классе по теме Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Цели:

  • Рассмотреть природу давления столба жидкости.
  • Развивать навыки устного счета; применение
    теоретических положений и законов на практике;
    умения наблюдать, делать самостоятельно выводы,
    готовить сообщения и опыты.
  • Проверить качество знаний учащихся при решении
    задач.

Задачи:

  • Дать учащимся представления о том, что жидкость
    давит на дно и стенки сосуда; раскрыть причину
    возникновения этого давления; определить от чего
    зависит давление на дно сосуда; вывести формулу
    расчета давления на дно сосуда.
  • Продолжить формирование умения проводить
    эксперимент; развивать интерес и логическое
    мышление путем решения проблем.
  • Продолжить расширять кругозор учащихся;
    формирование бережного отношения к физическому
    оборудованию; воспитывать аккуратность, умение
    вести записи в тетрадях, наблюдать, исследовать,
    замечать закономерность явлений,
    аргументировать свои выводы.
  • Оборудование: компьютер, стеклянные трубки,
    резиновая пленка, сосуд с водой, сосуд с маслом,
    сосуды различной формы с отверстиями
    (пластиковые бутылки), кювета.

Ход урока

1. Организационный момент
Презентация. Слайд 1 Учитель объявляет тему урока и просит
учащихся записать ее в свои тетради.
2. Актуализация знаний Учитель предлагает учащимся вспомнить
материал, пройденный ранее при решении теста
наоборот.
Презентация. Слайд 2 Учитель предлагает учащимся составить
вопрос таким образом, чтобы правильным ответом
был ответ под буквой В.
Презентация. Слайд 3 Учитель предлагает учащимся составить
вопрос таким образом, чтобы правильным ответом
был ответ под буквой А.
Презентация. Слайд 4 Учитель предлагает учащимся составить
вопрос таким образом, чтобы правильным ответом
был ответ под буквой А.

Учитель предлагает
учащимся составить вопрос таким образом, чтобы
правильным ответом был ответ под буквой Г.

3. Изучение нового материала Так как учащиеся не смогут
сформулировать вопрос, поскольку эта формула –
формула под буквой Г им не известна, учитель
предлагает получить ее, решая задачу для сосуда,
имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.
Презентация. Слайд 5 В сосуд налита жидкость, как и на все
тела на Земле, на жидкость действует сила
тяжести, значит, каждый слой жидкости, налитой в
сосуд , своим весом создает давление на другие
слои, которое по закону Паскаля передается по
всем направлениям, следовательно, внутри
жидкости существует давление. В этом можно
убедиться на опытах.
Презентация. Слайд 6 Учитель показывает опыт, изображенный
на слайде и просит ответить на вопрос, после
ответов учащихся на слайде появляется ответ.
Презентация. Слайд 7 Учитель показывает опыт, изображенный
на слайде и просит ответить на вопрос, после
ответов учащихся на слайде появляется ответ.
Презентация. Слайд 8 Учитель показывает опыт, изображенный
на слайде и просит ответить на вопрос, после
ответов учащихся на слайде появляется ответ.
Презентация. Слайд 9 Учитель просит сравнить эти опыты и
сделать вывод, после ответов учащихся на слайде
появляется ответ.
Презентация. Слайд 10 Учитель показывает опыт, изображенный
на слайде и просит ответить на вопрос, после
ответов учащихся на слайде появляется ответ.

Все
опыты были проделаны с водой, но если взять
вместо воды другую жидкость, то результаты опыта
будут те же.

Учитель просит учащихся обобщить все опыты и
сделать вывод о давлении в жидкостях, после
ответов учащихся появляется следующий слайд.

Выводы из опытов.

Презентация.
Слайд 11

Учитель просит учащихся записать эти
выводы и рассчитать давление жидкости на дно
сосуда, вспоминая раннее изученные формулы:
Презентация. Слайд 12 - дайте определение давлению.

- чему
равна сила, с которой жидкость, налитая в сосуд,
давит на его дно?

- по какой формуле можно рассчитать вес
жидкости?

- как можно найти массу жидкости?

- исходя из формы сосуда, как можно найти его
объем?

Подставив в формулу давления значения формул
веса, массы, объема, мы получим формулу для
расчета давления жидкости на дно сосуда.

Учитель просит учащихся записать эти выводы и
конечную формулу взять в рамочку.

Презентация. Слайд 13 Учитель просит рассмотреть формулу и
ответить на вопросы: О чем говорит нам эта
формула? Какие из нее вытекают следствия? После
ответов учащихся на слайде появляется ответ,
который можно учащимся записать себе в тетрадь.

Учитель
предлагает учащимся на эксперименте подтвердить
данные выводы, самостоятельно выбрав
необходимое оборудование (Класс делится на 3
группы, каждая из которых выполняет эксперимент).

Презентация. Слайд 14 Учащиеся 1 группы проводят данный
эксперимент и результат демонстрируют другим
учащимся (после демонстрации появляется данный
слайд).
Презентация. Слайд 15 Учащиеся 2 группы проводят данный
эксперимент и результат демонстрируют другим
учащимся (после демонстрации появляется данный
слайд).
Презентация. Слайд 16 Учащиеся 3 группы проводят данный
эксперимент и результат демонстрируют другим
учащимся (после демонстрации появляется данный
слайд).
4. Закрепление изученного материала Учащимся предлагается решить
качественные и расчетные задачи различного
уровня сложности.
Презентация. Слайд 17 Учащиеся совместно с учителем
разбирают предложенные задачи.
Презентация. Слайд 18 Учитель напоминает учащимся оформление
задач и показывает применение изученного
материала при решении задач.
5. Решение задач
Презентация. Слайд 19 Учитель предлагает учащимся решить
задачу с самопроверкой. (по окончании учащимися
решения данной задачи на слайде появляется само
решение задачи).
Презентация. Слайд 20 Учитель предлагает учащимся решить
задачи по вариантам с взаимопроверкой.
Презентация. Слайд 21 Разбор и взаимопроверка задач по
предложенному слайду.
Презентация. Слайд 22 Разбор и взаимопроверка задач по
предложенному слайду.
Презентация. Слайд 23 Учащимся предлагается выполнить
задание самостоятельно.
6. Домашнее задание
Презентация. Слайд 24 Пояснение учителем домашнего задания и
запись его учащимися (учащимся предлагается
прочитать параграфы, решить задачи упражнения,
выполнить эксперимент; творческое задание и
задачу на смекалку).
7. Подведение итога урока

Следующий: