Урок физики в 7-м классе Определение плотности вещества


Цели урока:

1. Усвоение личностью опыта предшествующих
поколений:

а) проверка и закрепление знаний по теме
«Плотность вещества»;

б) формирование умений применять знания к
решению задач на нахождение плотности вещества,
объёма тела, массы тела;

в) формирование экспериментальных умений
определять массу тела, объём тела.

2. Развитие функциональных механизмов психики:

а) развитие зрительного и слухового восприятия;

б) развитие памяти;

в) развитие воображения;

г) развитие наблюдательности, умения объяснять
наблюдаемые явления с физической точки зрения.

3. Формирование обобщённых типологических
свойств личности:

а) развитие общих способностей;

б) воспитание эстетического восприятия мира.

4. Развитие индивидуальных свойств личности:

а) развитие способностей к физике;

б) развитие интересов к физике;

в) формирование мотивов учения.

План урока.

1. Организационный момент

(Приложение,
слайд №1)

Сообщение темы урока.

Постановка цели урока для учащихся.

Цель урока: научиться находить
плотность вещества, используя приобретённые
знания и практические навыки.

2. Актуализация знаний и умений учащихся.

- Прежде чем приступить к решению задач на
нахождение плотности вещества, необходимо
вспомнить, что такое плотность, в каких единицах
она измеряется и как её можно определить.

1) Вопросы для фронтального обсуждения:

- Что такое плотность?

- В каких единицах она определяется?

2) Качественная задача: «В сосуды налиты
жидкости одинаковой массы. Какая жидкость имеет
наименьшую массу?» (Приложение, слайд
№2)

3) Работа с таблицей плотности вещества:

- Какое вещество имеет большую, меньшую
плотность?

- Что значит это число?

- Какие вещества имеют одинаковую плотность?

4) Проблемный вопрос: если мы возьмём вещество в
разных состояниях, будет ли отличаться его
плотность?

5) Индивидуальная работа у доски со способными
учащимися с карточками.

Карточка №1

Какая жидкость налита в сосуд вместимостью 100 л,
если её масса 93 кг?

Карточка №2

Найдите массу бетонной плиты размером 6*3*0,25м3.

Карточка №3

Найдите объём айсберга массой 240т.

Учащиеся с карточками объясняют решение своих
задач (обсуждение).

3. Решение проблемной задачи по алгоритму.

1) Постановка проблемы: найти плотность
вещества твёрдого тела неправильной формы.

2) Обсуждение: предложения по решению проблемы.

3) алгоритм решения задачи (Приложение,
слайд №3)

1. Определите массу тела с помощью весов.

2. Найдите объём тела с помощью измерительного
цилиндра.

3. По формуле =m/v
найдите плотность вещества.

4. Решение задачи по алгоритму с обсуждением
каждого этапа.

Закрепление навыков работы с весами, с
измерительным цилиндром, умения применять
формулу плотности.

5. Физминутка.

В верхние углы классной комнаты развешаны
физические величины: скорость, путь, плотность,
масса. Дети должны прослушать определение
физические величины, записанное на аудиокассету,
и стать лицом к величине, о которой идёт речь.
Учитель фиксирует ошибки.

Текст записи:

  • «Физическая величина равная отношению пути ко
    времени, за которое был пройден путь» (ответ:
    скорость)
  • «Физическая величина равная длине траектории»
    (ответ: путь)
  • «Физическая величина равная отношению массы
    тела к его объёму» (ответ: плотность)
  • «Физическая величина, характеризующая
    инертность тела» (ответ: масса)

6. Нахождение плотности смеси веществ



.

- Мы выяснили, что чаще встречаются тела,
изготовленные из смеси веществ.

Как же найти плотность смеси веществ? Для этого
у нас имеется «мамина задача».

1) На экране дети смотрят видеозапись «Мамина
задача»

«Юные физики!

Я решила испечь вам пирог.

С помощью мерной кружки я делала измерения.

Вот что я взяла для теста:

  1. 100 граммов молока, плотностью 1028 килограммов на
    метр кубический.
  2. 0,5 килограмма муки, объёмом 0,0005 метра
    кубического.
  3. 50 граммов мёда, плотностью 1345 килограммов на
    метр кубический.
  4. 0,1 килограмма растительного масла, плотностью 950
    килограммов на метр кубический.

Всё я хорошо перемешала.

Ребята! Используя свои знания, определите
плотность получившегося теста»

Обсуждение задачи.

Запись условия задачи (Приложение,
слайд № 4)

Дано:

1. Молоко

  • m=100 г
  • =1028кг/м3

2.Мука

  • V=0.0005 м3
  • m=0,5 кг

3. Мёд

  • m=50 г
  • =1345 кг/м3

4. Растительное масло

  • m=0,1 кг
  • =950 кг/м3

Найти: теста.

3) Решение задачи (Приложение, слайд №
5)

Дано: Решение:
1. Молоко = m/ V
m1=100 г =0,1кг m= m1+ m2+ m3+ m4
1=1028кг/м3 V = V1+ V2+ V3+ V4
2.Мука V1= m1 / 1
V2=0.0005 м3 V3= m3 / 3
m2=0,5 кг V4= m4 / 4
3. Мёд Вычисления: (Приложение1,
слайд № 6)
m3=50 г =0,05кг m= 0,1кг+ 0,5 кг+ 0,05кг+ 0,1кг =0,75кг
3=1345
кг/м3
V1= 0,1кг : 1028 кг/м3=0,000098м3
4. Растительное масло V3 =0,05 кг: 1345 кг/м3=0,000037м3
m4=0,1 кг V4=0,1кг : 950 кг/м3=0,0001м3
4=950 кг/м3 V=0,000098м3+0,000037м3+0,0001м3=0,000235м3
Найти:
теста
=0,75кг/0,000235м3=3191кг/м3
Ответ: =3191
кг/м3

7. Самостоятельная работа.

Решение практической задачи. У каждого на столе
имеются пачки с разными веществами, например,
чай, соль, какао, кофе и т.д.

Задача: определить плотность вещества в пачке.

Обсуждение: для решения необходимо массу
вещества взять из упаковки, найти объём, измерив
стороны упаковки. Решение дети записывают в
тетрадях.

8. Подведение итогов.

а) Анализ достижения поставленных целей.

б) выставление оценок с пояснением.

9. Домашнее задание. (Приложение,
слайд № 7)

Задание высвечивается на экране, даются
учителем методические советы по выполнению
творческого задания, дети его записывают в
тетради.

Домашнее задание:

  • составить и решить задачи на нахождение:
  • плотности вещества;
  • массы тела;
  • объёма тела.

10. Рефлексия.

Что особенно понравилось на уроке?




Следующий: