Урок физики в 7-м классе на тему Инерция

Цель урока:

продолжить формировать понятий
механического движения и взаимодействия тел, а
также показать разницу между средней скоростью и
средней путевой скоростью. Ввести понятие
инерции и инерциального движения тела.

Оборудование:

рисунки на тему инерции с
магнитами, бруски (деревянные) на каждого ученика
класса, бруски (оргстекло) такого же количества,
надувные шары, доска с готовой таблицей и
подготовленной записью.

Польза

Вред

Для игрового момента на внимательность.

Весы, часы, линейка, мензурка, термометр,
спирт.
Молния, радуга, молекула, взрыв,
нагревание, диффузия трение.


Ход урока:

  • Вступительное слово (сообщение цели и темы
    урока)
  • Повторение пройденного материала на предыдущем
    уроке (решение двух задач).
  • Изучение нового материала.
  • Физкультминутка.
  • Закрепление и систематизация знаний.
  • Подведение итогов, домашнее задание.
  • Какое движение называется механическим?

    Какие виды движения вы знаете?

    Чем они отличаются?

    Давайте попробуем сейчас решить задачи на эти
    виды движения.

    Задача №1.

    За какое время лилипуты пробегают от макушки до
    пятки спящего двухметрового Гулливера, если их
    скорость равна 0,18 км/ч?

    Задача №2.

    Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в
    течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу,
    затем переплывала пруд шириной 1 км со скоростью

    0,5 м/ с. С какой средней скоростью гналась она за
    бедным Иванушкой?

    Давайте теперь посмотрим на доску и поиграем в
    игру на внимательность. Найдите “лишнего” в
    каждой группе и объясните, почему именно он
    лишний? Скажите, что общего в первой группе (это
    всё приборы, а спирт – это лишнее слово, т.к. это
    вещество). А какое слово лишнее во второй группе?
    Ответ: молекула, т.к. является физическим телом, а
    все остальные слова – это явления.

    Сегодня на уроке мы изучим ещё одно явление –
    инерция. С этим явлением вы знакомы из своего
    жизненного опыта, именно жизненный опыт и
    поможет вам сделать вывод при выполнении опыта. У
    вас на столах лежат бруски, давайте же сейчас на
    край деревянного бруска поставим брусок из
    оргстекла, а затем резко дёрнем деревянный
    брусок. Что происходит? Скоротечность этого
    наблюдаемого события побуждает вас повторить
    опыт, тем самым даёт возможность правильно
    разобраться в происходящем. Теперь сделаем опыт
    снова, но теперь, деревянный брусок будет резко
    затормаживаться. Что происходит теперь?

    Такое явление называется инерцией. Давайте в
    тетрадях напишем определение.

    Инерция – это явление сохранения скорости тела
    при отсутствии действия на него других тел.

    А теперь физкультминутка, на которой мы не
    только будем отдыхать физически, но и работать
    немного головой, а поможет нам в этом наш
    жизненный опыт.

    Физкультминутка: (каждый ученик берет,
    прикреплённый к парте шарик и представляет себя
    пассажиром автобуса). Мы пассажиры, отъезжающие
    от остановки школа №4 до остановки
    “Белопесоцкая баня”. Вот мы уже в салоне
    автобуса, водитель закрыл двери, и мы трогаемся
    с места,
    автобус плавно набирает скорость, но
    тут на нашем пути “лежачий полицейский”. Благополучно
    преодолев его, едем дальше и, притормозив у
    поворота направо, остановились у
    остановки “Почта”. Зашли пассажиры и мы отправляемся
    снова
    в путь. Мило мелькают частные дома за
    окошком автобуса, но нам надо подготовиться к
    выходу. Автобус останавливается, и мы
    благополучно выходим. (Во время физкультминутки
    надо голосом акцентировать выделенные слова
    текста, а учащиеся при помощи поднятых воздушных
    шаров, должны выполнять те движения, которые они
    “испытывают” в салоне автобуса).

    Спасибо, садитесь. Как видите, надо было при
    “движении в автобусе” думать, куда отклоняться
    и почему? Даже такой простой пример даёт
    возможность понять нам, что такое инерция. Но
    инерция приносит как пользу, так и вред. Давайте
    сейчас заполним таблицу. (Целесообразно
    подготовить таблички с готовыми примерами, и в
    ходе заполнения таблицы, пояснять каждый пример).

    Например:

    Колка дров, насаживание рукоятки молотка,
    встряхивание мокрой одежды и градусника,
    спотыкание, тормозной путь и т.д.

    Мы с вами уже много раз говорили о тех людях,
    которые внесли огромный вклад в изучение физики,
    и одним из таких людей был Галилео Галилей
    (краткая биография).

    Задание на дом:

    подготовить доклад о жизни
    Галилео Галилея.

    Рисунок 1

    Рисунок 2

    Рисунок 3

    Рисунок 4

    Рисунок 5

    Следующий: