Урок физики в 7-м классе Давление. Единицы давления


Цель урока: развитие интересов и
способностей учащихся на основе передачи им
знаний по теме «Давление твёрдых тел».

Задачи:

  • Обучающие: сформировать понятие
    давления;
  • Развивающие: продолжить развитие речи,
    памяти, ассоциативного и логического мышления,
    наблюдательности у учащихся; развитие умения и
    навыков решения физических задач;
  • Воспитательные: способствовать развитию
    познавательного интереса к предмету,
    научного мировоззрения учащихся, содействовать
    развитию умения общаться и дискутировать в
    процессе совместной деятельности.

Тип урока: урок объяснения нового
материала.

Формы работы учащихся: заполнение
конспекта, проведение эксперимента, решение
задач, выполнение теста.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный
проектор, компьютер, а также аквариум с песком,
дощечка с гвоздями, груз, карточки с
задачами, презентация (Приложение
1
).

ХОД УРОКА


Этап урока

Учитель

Учащиеся

1 Введение нового материала Вступительное слово:

Как-то раз спросили розу:
«Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?»

– Ребята, сегодня на уроке вы сможете узнать
ответ на этот вопрос.

Слушают, отвечают на вопросы учителя,
принимают участи в обсуждении.
2 Актуализация знаний

Вопросы классу:

1.Что такое сила?
2. Давайте вспомним, от чего зависит результат
действия силы на тело?

Давайте посмотрим, от чего еще может
зависеть результат действия силы.

Эксперимент:

«Зависимость давления твердого тела на
опору от действующей силы и площади опоры».


Сила – мера взаимодействия тел.
Предлагают варианты ответа:

  • от модуля силы;
  • от направления действия силы;
  • от точки приложения.
3. Постановка вопросов Задание. Попробуйте
сформулировать тему и цель нашего урока. Чем
по-вашему мнению мы сегодня на уроке будем
заниматься?
Вы познакомитесь с новой физической величиной,
которая поможет объяснить некоторые природные
факты и понять устройство и принцип действия
некоторых инструментов и механизмов,
используемых в быту и технике.
Формулируют цель работы на уроке с
помощью учителя.
4. Объявление темы и целей урока Итак, тема урока: «Давление. Единицы
измерения давления».
Перед вами перечислены основные понятия и
термины, значение которых вам предстоит узнать.
Это цель нашей с вами работы на уроке.
Озвучивают и записывают тему и основные
термины.
5. Изучение основных понятий темы

1.
Сила давления

2. Давление

3. Формула давления твёрдого тела

4. Единицы измерения давления.

4.Давление вокруг нас.

5. Способы изменения давления.



6. Решение задач по теме «Давление»

До сегодняшнего урока мы
изучали случаи, когда сила, действовавшая на
тело, была приложена к телу лишь в одной точке. Мы
так и говорили: «Точка приложения силы». Теперь
мы приступаем к изучению ситуаций, когда сила,
действующая на тело, приложена к телу во
множестве точек, то есть действует на некоторую
площадь поверхности этого тела.

Силу, прикладываемую перпендикулярно
поверхности, называют силой давления.
По своей природе сила давления может быть любой,
кроме силы трения, которая направлена
параллельно поверхности.
Необходимо добавить, что твердые тела передают
силу давления, сохраняя ее направление.
Благодаря этому свойству твердых тел, мы можем
воздействовать твердым инструментом на
обрабатываемое тело в нужном направлении: копать
землю лопатой, резать ножом различные материалы,
и т.д.

Величина, характеризующая действие силы в
зависимости от площади, на которую она действует,
называется давлением.

Давление – это скалярная
физическая величина, равная отношению силы
давления, приложенной к данной поверхности, к
площади этой поверхности.

Обозначают давление прописной латинской
буквой .

Чтобы определить давление, надо силу,
действующую перпендикулярно поверхности,
разделить на площадь этой поверхности. Запишем
формулу: , где р
– это давление, F – сила давления, S
площадь опоры.

За единицу давления принимается
давление, которое производит сила 1 Н,
действующая на поверхность площадью 1м2
перпендикулярно этой поверхности. Эта
единица имеет и собственное название и
обозначение: .
Она называется паскалем в честь
французского ученого Блеза Паскаля.

Посмотрите таблицу, в которой приведены
примеры давлений, встречающихся в природе, быту и
технике.

Величина давления имеет большое значение не
только в жизни человека, но и в жизни животных.
Например, заяц, оказывающий давление в 1,2 кПа
может сравнительно легко убежать от волка,
который оказывает давление 12 кПа, по рыхлому
снегу, но не спасется от него на твердой почве.

Человеку тоже тяжело передвигаться по снегу,
поэтому он использует лыжи.

Посмотрите внимательно на формулу давления .
Между силой давления и давлением существует
прямо пропорциональная зависимость, то есть чем
больше сила, тем больше давление и наоборот, чем
меньше сила, тем меньше давление.

Если говорить о зависимости давления от
площади опоры, то здесь наблюдается обратно
пропорциональная зависимость, то есть чем больше
площадь опоры, тем меньше давление и наоборот,
чем меньше площадь соприкосновения тел, тем
давление больше.
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы
увеличить давление следует…..

Чтобы уменьшить давление следует…

Примеры увеличения и уменьшения давления.

Задание классу: Приведите свои
примеры, когда давление необходимо увеличить или
уменьшить.

Приложение 2

Записывают определение в тетрадь.

Слушают и смотрят интерактивный модуль

Записывают определение и формулу в
тетрадь.

Записывают определение в тетрадь

Смотрят модуль о «Давлении вокруг нас»

Обучающиеся продолжают мысль учителя –
увеличить силу давления или уменьшить площадь
опоры.

Обучающиеся продолжают мысль учителя –
увеличить площадь опоры или уменьшить силу
давления.



Приводят примеры.

Решают задачи

6. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре.
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево –
Все мы делаем умело.
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь уменьшаем.
А давление растет.
Прыгнем – вовсе пропадет.

Выполняют движения
7. Закрепление изученного материала Задание. Выполните тест,
проконтролируйте себя. Если ответили неверно,
прочитайте ещё раз определение.

Выполняют тест
8.

9.

Подведение итогов



Рефлексия

Беседа по вопросам:
  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
  • Достигнута ли наша цель?
  • Что нового Вы узнали на уроке?
  • Какова практическая и личная значимость
    изучаемого вопроса?
  • Отметьте положительные моменты урока.
  • Что можно было сделать еще лучше?

Вопрос классу:

– Кто может объяснить с точки зрения
физики, почему же шипы розы колючие?

В заключение, учитель обобщает
ответы учащихся, оценивает работу на уроке и
делает вывод о достижении цели урока всем
классом.

– Спасибо за работу.




Следующий: