Урок физики в 7-м классе Блицтурнир знатоков физики

Наилучших результатов в обучении предмету
можно достигнуть, если дети заинтересованы в
процессе, увлечены им. Для этого учитель должен
использовать все эмоциональные каналы
обучаемых. Яркая наглядность, игровые и
соревновательные моменты, применение фрагментов
знакомых мультфильмов создают положительные
эмоции, которые способствуют глубокому и
прочному усвоению материала, на более высоком
качественном уровне понимания.

Цель:

закрепить пройденный ранее материал на
основе проблемных задач разного типа.

Задачи.

Воспитательная: выработка навыков
достойного поведения в коллективных
соревновательных мероприятиях, согласованных
командных действий, активности в обсуждении,
создание устойчивой ситуации успеха.

Обучающая:

формирование твердых и
глубоких знаний, способностей свободно
ориентироваться в данных темах.

Развивающая:

развитие внимания, гибкости
мышления, становление четкости и связности речи,
лаконичности формулировок.

Оборудование:

  1. Мультимедиа установка.
  2. Мультимедийное пособие: Физика. Основная школа.
    7-9 классы: часть I, “Просвещение-МЕДИА”, 2003.
  3. Презентация < Приложение 1>
    иллюстраций и кинофрагментов к темам из
    электронных ресурсов.

План и ход мероприятия:

  • Вступительное слово учителя. Разбивка учащихся
    на 5 команд путем жеребьевки. Выбор капитанов.
    Название команд.
  • Ознакомление с правилами игры: команды
    выполняют задания письменно, передают в жюри
    (ученикам 10 класса), жюри заполняет экран
    соревнования.
  • Игра.
  • Задание 1.

    Физика в мультфильмах. В
    просмотренных фрагментах есть определенный
    физический смысл, который нужно расшифровать.
    (Слайд 2-6)

    Фрагмент 1 < Рисунок 1>

    Фрагмент 2 < Рисунок 2>

    Фрагмент 3 < Рисунок 3>

    Фрагмент 4 < Рисунок 4>

    Фрагмент 5 < Рисунок 5>

    (Волк из “Ну, погоди!” вырисовывает траекторию
    коньками по льду, Вини-пух падает с дерева
    прямолинейно и неравномерно, газообразный Джин
    из кувшина, волк придает различную форму вазе -
    твердому телу, капля воды не имеет определенной
    формы в невесомости- должна быть шарообразной)

    Задание 2.

    А) Предмет физики. Объяснить
    термины (слайд 7).

    < Рисунок 6>

    Б) Технический прогресс невозможен без
    физических открытий. Изображенные предметы
    изобретены в прошлом веке, всего несколько
    десятков лет назад. Расставьте их названия в
    порядке создания. (Слайд 8)

    < Рисунок 7>

    Задание 3.

    В рисунках прячутся физические
    термины, понятия, явления. Расшифруйте их.
    Например: траектория. (Слайд 10-14)

    < Рисунок 8>

    < Рисунок 9>

    < Рисунок 10>

    < Рисунок 11>

    < Рисунок 12>

    Задание 4

    . Физические приборы. Назовите
    прибор, величину и единицу измерения.

    (Cлайд 15)

    < Рисунок 13>

    Определите цену деления шкалы. (Cлайд 16)

    < Рисунок 14>

    Определите объем жидкости. (Cлайд 17)

    < Рисунок 15>

    Задание 5.

    Механическое движение (Cлайд 18)

    Как можно точнее указать скорость приведенных
    тел.

    < Рисунок 16>

    Задание 6.

    Эксперимент “зеленого человечка”,
    демонстрируется без звука. Что он хотел
    продемонстрировать? Озвучьте и прокомментируйте
    фрагмент.

    (Равномерное движение) (Cлайды 19, 20)

    Задание 7.

    Тестовые задания из электронного
    учебника “Физика 7-9”:

    А) на выбор траектории для данной точки.

    Б) на относительность движения.

    В) на расчет скорости и пути.

    Г) на чтение графиков.

    4. Подведение итогов. Выставление оценок членам
    команд по рекомендациям капитанов.

    5. Домашнее задание. На выбор: выполнить
    коллажи, иллюстрирующие изученные понятия,
    подобрать фрагмент из просмотренного
    мультфильма, описывающий физическое явление,
    сочинить сюжет на физическую тему.

    Использованные электронные ресурсы.

    1) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на 8
    CD). — М.: “Кирилл и Мефодий”, 2002. (http://www.km.ru/).

    2) Физика. Общая программа для 9-11 классов (CD):ТПО
    “Северный очаг”, 2001. (http://www.umsoрver.com/).

    3) Вся физика. Физэнциклопедия, Руссобит. — М.: 2004.

    Музыкальные приложения

    Следующий: