Урок физики в 11-м классе. Тема: Изотопы. Применение радиоактивных изотопов

Цель урока: формирование компетенций,
ввести понятие “изотопы”, повторить и
обобщить знания по теме “Радиоактивность”.

Задачи:

cоздать условия для развития у
учащихся творческих способностей, логического
мышления и экологической культуры;
метапредметные связи, учить детей мыслить и
делать выводы, обосновывать свою точку зрения;
воспитывать терпимость к другим точкам зрения,
самооценка.

Оборудование:

компьютер, экран,
мультимедийный проектор, презентация
к уроку.

1) В мимолетном прогале
Только раз увидать удалось,
Как выходит из мглы
На песок отдаленного берега
Без единой шерстинки,
Словно начисто выбритый, лось.
Из березовой рощи,
Из густого приречного сада ли,
Осторожно прощелкал
И тут же умолк соловей.
И на влажную землю
Тяжелые яблоки падали,
И без крика вороны
Слетели с тяжелых ветвей.

Ребята, а какое эмоциональное воздействие
оказало на вас это стихотворение.

Правильно, скорее всего, грустное. А почему?

На что вы обратили внимание, что показалось вам
странным и удивительным?

Не соответствующим законам природы?

По всей вероятности, поэт рисует какую-то
странную картину.

О чем он хотел сказать? Как вы думаете?

Это привычное состояние природы? Или эта
природная гармония чем-то нарушена, каким-то
фактом, явлением?

Может быть, поэт наблюдал эту картину близ
Чернобыля?

Давайте попробуем сформулировать тему
сегодняшнего урока, о чем мы с вами будем
говорить.

2) Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

(Записываем в тетрадях)

Поскольку физика как наука сама по себе не
существует, а тесно связана с окружающей средой,
природой и мы об этой связи поговорим, то запишем
подтему. Радиоактивность – зло или благо. (3,5
мин.)

3) Цели для детей. Чем мы будем заниматься
сегодня на уроке? Вспомним материал о
радиоактивности, изученный вами ранее,
познакомимся с понятием “Изотопы” и их
свойствами, узнаем о применении радиоактивных
изотопов, попробуем ответить на проблемный
вопрос, он перед вами. (1 мин.)

4) Итак, повторяем материал. Будем это делать
следующим образом. Вы посоревнуетесь. Я каждой
группе по очереди буду задавать вопрос, другая
группа поразмышляв 15секунд дает свой ответ.
Формулируя — согласен или не согласен. Группа
победительница получает купон, при совпадении
верных ответов и 2 группа получает купон. Мы в
течение всего урока будем работать в группах, вы
будете зарабатывать купоны, а в конце занятия
выявим абсолютных победителей – знатоков физики.
(1 мин.)

Условия: ответ 2-й группы согласен не
согласен.

1. Конец XIX века (1896 г., февраль)

“… Но однажды провести очередной опыт ему не
удалось из-за облачной погоды. Убрав пластинку в
ящик стола, положил на нее сверху медный крест,
покрытый солью урана. Спустя 2 дня обнаружил
почернение в форме отчетливой тени креста ”.

О ком идет речь? Каким открытием он известен
в атомной физике? Беккерель.


2. 1898 год. Франция. Первая женщина-профессор
Парижского университета, дважды удостоена
Нобелевской премии по физике и химии. Отрытый ею
химический элемент назван в честь ее родины.

О каком элементе идет речь? Кто эта женщина? (2
мин.)

5) А теперь попробуйте заполнить пробелы в
данных вам текстах. Проверять работу будем путем
взаимопроверки. По истечении 4-х мин.
группы обменяются листочками, проверяющая
группа отвечает согласны они или не согласны со
вставленными словами.

1 группа

В 1896 году … открыл явление, названное
впоследствии естественной … Он проявил
фотопластинку, на которой некоторое время
находился крест, покрытый солями урана. Увидел на
пластинке отчетливое изображение креста, значит,
соли урана … излучают. Излучение, обнаруженное
Беккерелем по его химическому действию на
фотопластинку, получило название … излучения.
Наибольших успехов в изучении … излучений
удалось добиться …, а также супругам … и … …

В 1899 году … в результате экспериментов
обнаружил, что … излучение неоднородно и под
действием сильного магнитного поля распадается
на две составляющие, … и … Третью составляющую,
…, обнаружил французский физик П. Вилард в 1900
году.

2 группа

… — это потоки альфа-частиц, представляющих
собой ядра атомов … . Они заряжены положительно.
От других видов радиоактивного излучения …
отличаются … проникающей способностью, то есть
интенсивностью их поглощения различными
веществами. … не могут пробить лист бумаги,
толщиной 0,1 мм … представляют собой потоки …,
скорости которых близки к значению скорости
света. Проникающая способность … выше, чем …

Защитой от … может являться алюминиевая
пластина толщиной в несколько миллиметров.



… обладают очень … проникающей способностью.
Чем больше атомный номер поглощающего вещества,
тем лучше вещество поглощает … Проникающая
способность … настолько велика, что слой свинца
толщиной 1 см уменьшает интенсивность этого
излучения всего в два раза.

3 минуты на проверку, время пошло…

Что вы скажете о выполнении работы? Все ли там
правильно? (1 мин.)

Проверяем 1 группу. Из 14 слов 10 правильно
получаете купон.

2 группа что вы скажете? Всего (8 мин.)

6)

Вы неплохо поработали на этом этапе урока,
мы много раз употребляли такие слова как
“радиоактивный”, “радиоактивность”. И для
того, чтобы расширить ваши знания по этой теме,
теперь мы попробуем вместе с вами сформулировать
определение “изотопы”. Для этого нам нужно
вспомнить. Что называется атомом? Какое строение
имеет атом? Как определить какое количество
протонов, электронов и нейтронов содержится в
атоме?

Посмотрим на слайд и сравним представленные на
нем химические элементы!

Эти разные химические элементы наз.изотопами …
.

Давайте мы с вами на примере водорода,
попробуем сформулировать понятие изотопа.

Изотопы – это … .

Правильно ли мы записали определение?

Проверяем. (6 мин.)

7) Теперь поговорим о свойствах
изотопов. Изотопы имеют определенные свойства.
Какие? Сами определяют, используя схему водорода.
Какие свойства элемента определяет заряд ядра
(химические), а атомная масса (физические).

Записываем в тетрадь схему “Свойства
изотопов”.

  • Химические.
  • Физические. (5 мин.)

8) Давайте мы теперь повторим.

Что называют изотопом?

Какими свойствами обладают изотопы?

От чего зависят химические и физические
свойства?

Молодцы, хорошо.

Итак, смотрим схему.

Как называется элемент с одним протоном –
протий.

А что такое – дейтерий?

А тритий?

Так вот тритий нас сегодня будет интересовать
больше, чем другие? (2 мин.)

9) Как вы думаете почему?

Потому что он обладает радиоактивными
свойствами.

А что же такое радиоактивные свойства или
радиоактивность?

Давайте запишем:

  • Явление самопроизвольного превращения
    неустойчивых ядер в устойчивые,
    сопровождающееся испусканием частиц альфа,
    бетта и гамма-лучей и излучением энергии.

Все ребята вы знаете, что выделяющаяся при этом
энергия таит в себе огромную силу. Эта сила может
работать не только во благо человечества, но и
нести зло. (2 мин.)

10) Сейчас мы с вами создадим небольшой проект,
который нам поможет выяснить, что такое
радиоактивность – благо, и что такое
радиоактивность – зло.

Вы продолжаете работать в своих тетрадях … (5
мин.)
Вы можете советоваться друг с другом.

Радиоактивность – зло …

Радиоактивность – благо …


Благо Зло
Медицина Ядерное оружие
Аэс Херосима и нагасаки
Испытания на Семипалатинском
полигоне
Сельское хозяйство Чернобыль
Атомные подводные лодки.
Водные суда с ядерными реакторами
Фукусима 1

- Ваши выводы подтверждаются научными данными и
практикой нашей жизни. Слайды. (2 мин.)

Вывод общий. Сейчас нет ни одной отрасли без
ее использования – медицина, техника,
энергетика, космос, открытие новых элементарных
частиц. Но это и ядерное оружие, ядерные отходы,
не безопасность АЭС.

(0.5 мин.)

А есть ли общее между природной стихией и
ядерной реакцией? Да, глобально и то, и другое.
Стихия управляема? Нет. А ядерная реакция? Да. А
кто управляет этим процессом? Человек! Просто
человек? Нет ученый, т.е. ученый должен быть за все
в ответе. Существует такое международное
агенство, задача которого следить за безопасным
использованием атомной энергии МАГАТЕ.

(1 мин.)

4. Рефлексия

  • Что дал мне сегодняшний урок?
  • Чем ценен для меня изученный материал?
  • Как я оцениваю свою работу на уроке?
  • Ощущаю ли я состояние усталости, тревожности,
    беспокойства?
  • Испытываю ли я эмоциональный подъём, чувство
    удовлетворения от урока?
  • Я затрудняюсь сказать, какая группа работала
    лучше, вы все потрудились и я вам благодарна за
    труд…

    И сегодня 26.04 – день памяти жертв.


    Жизнь – беззащитна
    И любовь – нежна.
    И Разум Землю
    Облагает данью.
    И точная ответственность
    Должна сопутствовать
    Великому познанью.

    М. Дудин


    Надпись на ядерном реакторе, 1985 г.

    Презентация




    Следующий: