Урок физики в 11-м классе по теме Строение атомного ядра. Ядерные силы. Ядерные реакции и самоанализ урока

Триединая цель урока:

  1. Организовать работу по повторению и
    закреплению изученного материала, ликвидации
    пробелов в знаниях, определить уровень усвоения
    изученного материала по данной теме.
  2. Создать условия, способствующие формированию у
    учащихся умения осуществлять самостоятельную
    деятельность (с учетом индивидуальных
    способностей каждого) при выполнении заданий
    различного уровня сложности.
  3. Содействовать привитию ответственного
    отношения к учебе, чувства взаимопомощи.

Оборудование: раздаточный
дидактический материал, карточки с образцами
решения заданий, справочники, компьютеры,
электронный учебник по физике (автор Матрос Д.Ш. и
др.).

І. Организационный момент.

Тема урока. Эпиграф урока.

“Покупать продукт или делать его самому –
это два образа жизни…”

Учитель.

На данном уроке каждый из вас должен
повторить, выявить пробелы в собственных
знаниях, закрепить изученный материал по теме,
отследить уровень усвоения материала.

ІІ. Постановка целей: к концу урока
ученики должны

знать:

  • состав радиоактивного излучения, основные
    свойства составляющих р-о излучения;
  • состав атома и атомного ядра, массу и заряд
    основных частиц;
  • понятие изотопа;
  • правило смещения;
  • основные характеристики ядерных сил;

уметь:

* определять заряд составляющих радиоактивного
излучения;
* находить массовое и зарядовое числа по записи
химического элемента;
* записывать правило смещения для любого хим.
элемента;
* выделять из предложенных элементов изотопы;
* применять характеристики ядерных сил.

Для этого

- повторить основные вопросы теории (приложение
1);
- в зависимости от уровня усвоения темы решить
задачи посильного уровня;

  • по образцу (вариант І);
  • в сходной ситуации (вариант ІІ);
  • в новой ситуации (вариант ІІІ).

- проанализировать свою работу

Распределение времени по этапам
урока


№ этапа урока Время
1. ОМ 1 мин
2. Тема. Цель. 5 мин
3. Актуализация 5 мин
Орг. сам. раб. 2 мин
4. Сам. работа 24 мин
5. Итоги. Рефлексия 8 мин
ИТОГО: 45 минут

ІІІ. Актуализация.

Цель:

проверить готовность учащихся
к уроку.

Итак, приступаем к работе. Проверяем знания
теории. Время выполнения – 4 минуты.

Тест на 2 варианта (приложение 2).
Ответы теста запишите в рабочую карту урока.

Учащиеся выполняют задания теста на два
варианта с последующей самопроверкой. Учитель
открывает правильные ответы – ученики
проверяют.

ІV. Организация работы по уровню
готовности.

Цель:

организовать работу по
повторению и закреплению изученного материала,
ликвидации пробелов в знаниях в соответствии с
индивидуальными возможностями каждого.

1) Кто выполнил задание без ошибок (4 – 5
человек) – работает в группе. Организатор –
Попова А., свою задачу знаешь: распределить
обязанности в группе, организовать работу
каждого для выполнения общего задания. Вам
предстоит заполнить кроссворд по данной теме (Приложение 3). Но условие: задания у
каждого должны быть решены в тетради. Будьте
внимательны – вам предстоит выполнить задания,
которых вы раньше не делали. В помощь вам –
необходимая литература.

Проверить правильность заполнения клеток
кроссворда вы сможете, открыв на компьютере файл
“Кроссворд”.

В конце урока Настя предоставит нам краткий
отчет работы группы и каждого ее члена в
отдельности.

2) Кто допустил более двух ошибок – идете к
компьютеру, открываете урок по теме “Строение
атомного ядра. Ядерные силы” (приложение
4), повторяете пункты, опираясь на предложенный
план. По мере готовности переходите к тесту. С
результатами теста знакомите меня и фиксируете
их в рабочей карте. Далее работаете с заданиями
варианта І. В помощь вам – на доске образцы
решения заданий (на развитие памяти: ученик
подходит, смотрит на решение задания, садится на
место и восстанавливает ход решения по памяти)).

3) Кто допустил 1- 2 ошибки в тесте –
остаетесь на местах и работаете с заданиями
варианта ІІ (приложение 5). Можете
работать в парах, можете индивидуально. С
ответами сверяться по листу на столе учителя.

Желаю успеха. У вас все получится!

V. Отслеживание предварительных
результатов
(через 10 – 12 минут работы).

Цель:

отследить промежуточные
результаты работы учащихся.

Выборочно спрашивает учащихся о проделанной
работе. На доске два задания 2-го варианта, в
которых допущена ошибка. Исправить ее. Сверяются
ответы некоторых заданий.

VІ. Подведение итогов работы.

Цель:

отследить результаты на
уровне каждого.

  1. Отчет работы группы.
  2. По рабочей карте урока (приложение 6).
    2-3 человека.
  3. Кто выполнил задания полностью? у кого еще есть
    затруднения? Кто перешел на более высокий
    уровень?
  4. Оценки.
  5. 1 вариант (выполнено полностью без ошибок) –
    “3”;
    2 вариант (выполнено полностью без ошибок) – “4”;
    3 вариант (выполнено полностью без ошибок) – “5”.

Кто выполнил задание не полностью – ваша
работа будет оценена на следующем уроке после
проверки ДЗ.

VІІ. Рефлексия.

Цель:

анализ работы каждого.

- Что я сделал, что не успел.
- Чего не смог. Почему?
- Что надо сделать дома?

XІ. Домашнее задание (разноуровневое).

Следующий: