Урок физики по теме Звуковые волны. Скорость звука


Место темы в структуре учебного курса


№ урока Тема урока
1/ 45 Колебательное движение. Период
колебаний маятника.
2/ 46 Звук. Источники звука.
3/ 47 Волновое движение. Длина волны.
4/ 48 Звуковые волны. Распространение
звука. Скорость звука.
5/ 49 Громкость и высота звука.
Отражение звука.
6/ 50 Повторение и обобщение темы.
Кратковременная контрольная работа.

Тип урока

: урок усвоения новых знаний.

Оборудование

: электрический звонок,
воздушный насос с колоколом, телевизор,
видеомагнитофон, таблица “Слуховой аппарат
человека”, таблица скоростей звука в различных
средах, индивидуальные карточки с тестами.

Содержание учебного материала

: На предыдущих
уроках учащиеся узнали характеристики и условия
возникновения колебательных и волновых
процессов, свойства продольных и поперечных
волн, что такое звук. Текущий урок должен
показать результативность этих знаний и
способность учащихся перевести их в умения при
анализе распространения звуковых колебаний в
различных средах.

Цель урока:

проверка уровня усвоения и
обобщения ранее изученного материала, получение
и закрепление новых знаний.

1. Познавательный аспект: Учащиеся должны
познакомиться со звуковыми волнами, условиями их
распространения в различных средах и формулой
для расчета скорости звука, научиться применять
полученные знания при решении количественных и
качественных задач.



2. Воспитательный аспект: развитие умения
говорить, формулировать свои мысли воспитание
уважения к мнению коллектива.

3. Развивающий аспект: развитие навыков
самостоятельной работы, навыков работы с
дополнительной литературой, развитие
познавательной активности в процессе поиска
ответов на проблемные вопросы.

Ведущий метод обучения

– эвристическая
беседа с опорой на демонстрационный эксперимент.
Выбор метода обучения обусловлен связью
содержания текущего урока с предыдущим,
возможностью для учащихся самостоятельно
получить важнейшие результаты при обсуждении
демонстрационного эксперимента, диктуется
целями и развивающими задачами урока.

Проектирование и анализ урока:



производим в
соответствии со следующей схемой.


№ этапа Название этапа урока Дидактические задачи Показатели реального
результата решения
1. Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе Полная готовность класса и
оборудования, быстрое включение учащихся в
работу
2. Проверка правильности
выполнения домашнего задания.
Установление осознанности
выполнения учащимися домашнего задания и
выявление пробелов.
Коррекция пробелов в домашней
работе.
3. Подготовка учащихся к основному
этапу занятия.
Обеспечение мотивации и
принятие учащимися цели учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний.
Готовность к активной учебной
деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов
действий.
Восприятие, первичное
запоминание и применение новых знаний.
Активные действия учащихся с
объектом изучения, самостоятельность в изучении,
добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка усвоения. Установление правильности и
осознанности усвоения нового материала,
выявление пробелов и неверных представлений.
Усвоение сущности новых знаний и
способов деятельности на репродуктивном уровне.
Ликвидация типичных ошибок.
6. Закрепление знаний и способов
деятельности.
Применение знаний и умений в
измененной ситуации.
Выполнение заданий, требующих
применения знаний в измененной ситуации.
7. Подведение итогов занятия. Дать оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу
дальнейшей работы.
Адекватность самооценки
учащихся. Получение учителем достоверной
информации о реальных результатах урока.
8. Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению в соответствии с
актуальным уровнем развития каждого.
Обеспечение понимания цели и
способов выполнения домашнего задания. Проверка
соответствующих записей учащихся.
Реализация необходимых условий
для успешного выполнения всеми учащимися
домашней работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка усвоения ранее полученных знаний


проводим в виде индивидуальной работы, теста:

1. Какова единица частоты колебаний?

А. с.

В. м.

С. м/с.

Д. Гц.

2. Маятник совершает 20 полных колебаний за 10 с.
Определите частоту его колебаний.

А. 2 Гц.

В. 0,5 Гц.

С. 200 Гц.

3. Какой путь пройдет маятник за одно полное
колебание, если амплитуда колебаний 6 см.

А. 6 см.

В. 18 см.

С. 12 см.

Д. 24 см.

4. Каково условие возникновения волны?

А. Необходимо колеблющееся тело.

В. Необходимо наличие среды, частицы которой,
взаимодействуют между собой.

С. Необходимо выполнение условий А и В
одновременно.

5. Поперечной называют волну, в которой.

А. частицы колеблются в направлении
распространения волны.

В. частицы колеблются в направлении,
перпендикулярном направлению распространения
волны.

С. Подходят ответы А и В.

3. Актуализацию опорных знаний

проводим в
виде фронтального опроса, чтобы подготовить весь
класс к активной работе.

- Дать определение механическим колебаниям.

- Что представляет собой волна?

- Что является источником волн?

- Какие виды волн вам известны?

- Какие волны называют продольными?

- Какие волны называют поперечными?

- Что представляет собой звук?

- Какие тела являются источниками звука?

- Звук какой частоты слышит человек?

4. Переходим к изучению нового материала и его
усвоению.

Формулируем цель деятельности
учащихся: “А теперь давайте выясним, в каких
средах, и при каких условиях распространяется
звук”.

Используем эвристическую беседу, основанную на
демонстрационном эксперименте и сообщения
учащихся.

Чтобы ответить на поставленный вопрос,
проделаем опыт.

Демонстрационный эксперимент:

Электрический
звонок под колоколом воздушного насоса.

Вопрос:

Почему не стало слышно звука?
(Отвечают учащиеся.)

Итак, звуковые волны не могут распространяться
вне среды (в вакууме).

Вопрос:

Чем же обусловлено распространение
звука? (Отвечают учащиеся.)

Колебания звучащего тела передаются
находящимся около него частицам среды. Эти
частицы передают колебания соседним частицам и
т.д. В результате, в среде образуются и
распространяются звуковые волны, которые
воспринимаются человеком.

Сообщение учащегося:

Слуховой аппарат
человека (по таблице, представленной на доске).

Вопрос:

Как вы думаете, к какому виду волн
можно отнести звуковые? (Отвечают дети.)

Звуковые волны – продольные, т.к.
распространяются во всех средах. (На предыдущих
уроках ученики узнали, где и какие волны могут
возникать.)

Демонстрация

фрагмента видеофильма
“Морозко”. (Баба-Яга слушает “землю”.)

Вопрос:

Зачем Баба-Яга прислонила ухо к земле?
(Ответ.)

Вопрос:

Где быстрее распространяется звук?
(Ответ: Различные вещества по-разному проводят
звук. Хорошо проводят звук металлы, жидкости.
Плохо проводят звук пористые материалы – войлок,
пробка, пористые камни. Их используют для
звукоизоляции.)

Сообщение учащегося:

История определения
скорости звука в различных средах.

Вопрос:

Почему скорость звука неодинакова в
различных средах? (Ответ – определяется строеним
вещества)

Вопрос:

скорость звука в однородной среде
неизменна. Как можно рассчитать скорость при
равномерном движении? (Ответ V=S/t )

Вопрос:

А будет ли скорость звука зависеть от
температуры? (Ответы могут быть различны, их
следует тщательно обсудить и связать
окончательный ответ с тепловым движеним.)

Вопрос: Почему, с увеличением температуры,
скорость звука увеличивается? (Ответ.)

5. Первичная проверка усвоения и начало
применения нового содержания.

Работа с учебником и тетрадью с печатной
основой.

Проанализируйте таблицу скоростей звука в
различных средах и ответьте на впросы:

а) Почему скорость звука в металлах больше, чем
в воде?

в) Почему скорость звука в воде больше, чем в
воздухе?

с) Почему скорость звука в пробке не намного
больше, чем в воздухе?

d) Во сколько раз скорость в стекле больше, чем в
воде?

6. Закрепление и самостоятельное применение
новых знаний.

Фронтальная беседа.

1) Л. Н. Толстой. Рассказ аэронавта.

Герой рассказа поднялся на воздушном шаре.
“Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я
запел, но голос мой был такой слабый, что я
удивился и испугался своего голоса”.

Объясните явление. [3]

2) Чему равна длина звуковой волны в воде, если
частота колебаний 50 Гц, а скорость звука в воде 1450
м/с? (выполняется учащимися на доске, обсуждается
классом).

3) Расстояние от источника звука до его
приемника 996 м, время его распространения 3 с.

Чему равна скорость звука в воздухе? Какова
частота колебаний источника звука, если длина
звуковой волны в воздухе 6,64 м?

(Выполняется на доске и обсуждается.)

4) Н.А Некрасов.

“Никто его не видывал,
А слышать – каждый слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит”.

Какое явление вы узнаете в этих строках?

(Ответ – Эхо.)[3]

Об этом явлении пойдет речь на следующем уроке.



7. Подводим с учащимися итоги занятия,

убеждаемся,
что наша цель достигнута – мы узнали, как
распространяется звук, научились определять его
скорость.

8. Домашнее задание

в соответствии с реальным
уровнем учебных достижений.

Литература

1. Физика. 7 кл. /Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. –
М.: Дрофа, 2007.

2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное
планирование./ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.:
Дрофа, 2007.

3. Физика. 7 кл.: Занимательные материалы к урокам
/ М.: НЦ ЭНАС, 2006.




Следующий: